НА ФОТО: ПАМЯТНИК В КОГАЛЬНОМ  РВУ,  ГДЕ   ФАШИСТСКИЕ ПАЛАЧИ 15 ОКТЯБРЯ 1941 ГОДА  ЗВЕРСКИ УБИЛИ 1300 ЕВРЕЕВ, ПОЗДНЕЕ 168 БЕЛОРУССОВ, 35 ЦЫГАН И ГРУППУ СОВЕТСКИХ ВОЕНОПЛЕННЫХ.  ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ БЕЗВИННО ПОГИБШИМ.
Что произошло с еврейским населением, оставшимся в городе Мстиславле под немецкой оккупацией можно прочитать в книге Владимира Ципина «История евреев города Мстиславля».
       Отрывок из книги:
 Владимир Цыпин. "История евреев Мстиславля 
как часть Еврейской Истории".
 http://tsypin.vladimir.googlepages.com/
Этот день наступил 15 октября 1941 года. Ранним утром немцы по приказу начальника карательного отряда Краузе стали выгонять всех евреев города из домов, не давая людям даже одеться. Было ветрено и очень холодно.
Евреев, живших в Заречье, построили в колонну и привели в город в сопровождении немцев и местных жителей. 
По пути из этой колонны выскочила молодая женщина и побежала в сторону леса. Её догнал парень из оцепления, ударил по голове палкой и убил, за что получил шоколад от немца.
Всех евреев собрали во дворе педучилища. Оттуда их вывели на улицу и погнали колонной по четыре человека в ряду к Кагальному рву, расположенному между Замковой и Троицкой горами. 
От Кагального колодца путь проходил вдоль ручья, по грязи и воде, местами доходившей до пояса.
Так я представил по рассказам очевидцев последний путь Мстиславских евреев: от двора школы до места расстрела.
Недалеко от места расстрела людей заставили раздеться догола и сложить одежду. Ценные вещи отбирали. 
Затем из строя были выведены пятьдесят мужчин. Им приказали углубить ямы, вырытые заблаговременно, а затем расстреляли. После этого подводили к ямам по десять человек, укладывали плотными рядами лицами вниз и расстреливали. Так были убиты сначала все мужчины, а потом женщины с большими детьми. Маленьких детей убийцы ударяли на глазах у матерей друг о друга и бросали в ямы живыми. Многих оглушали ударами по голове. 
Учительница Минкина-Орловская умоляла оставить в живых её шестилетнего сына, отец которого был русским, но палачи в ответ на это подняли ребёнка на штыки и бросили в ров. 
Мой дед Цыпин Борух, человек гордый и строптивый, выкрикнул в лицо фашистов оскорбления и высказал всё, что он о них думает. В ответ ему перерезали горло и сбросили в яму. Вместе с ним погибла его дочь Фаня и маленькая внучка, имени которой никто уже не помнит. Инвалидов, которые не могли идти в колонне, расстреляли около своих домов, а затем трупы на лошадях свезли в ямы. 
Во время расстрела немцы стояли в оцеплении на откосах холмов, которые потом взрывали, чтобы засыпать ямы с убитыми евреями. Непосредственную акцию уничтожения евреев осуществляли полицейские, состоявшие в основном из украинских националистов и местных предателей. Рассказывают, что немцы пытались привлекать и военнопленных для расстрела мирных жителей. Тех, кто отказывался, – расстреливали. 
Этот кошмар продолжался с одиннадцати до шестнадцати часов. Когда расстрел закончился, палачи начали делить одежду своих жертв. Под одеждой обнаружили двух женщин – евреек, которых тут же расстреляли.
Очевидцы рассказывают, что ещё долго вода в Кагальном колодце была красной. Говорят, что даже спустя несколько дней после расстрела лошади сворачивали с дороги, проходившей рядом с этим местом – такой был слышен стон. 
              
Когда моя мама впервые услышала об этом кошмаре, который творился на оккупированной немцами территории, сказала:                - Люди  добрые объясните мне, это уму непостижимо, за что люди, которые жили рядом с нами веками, убивают нас простых людей?  За что? Мы честно трудились за кусок хлеба, никого ни трогали – убивают всех подряд, тотально, без жалости, ни к, детям ни к старикам? – и сама ответила – ни за что – просто так.