Скажем теперь несколько слов о наружном виде Твери. Внешностию своею Тверь заметно отличается от других городов, лежащих на Волге. Особенная чистота главных улиц приметна даже и для приезжих из столиц. По всему видно, что Тверь играла роль коридора между Петербургом и Москвой, который беспрестанно мели и чистили и, по памяти и привычке, метут и чистят до сих пор. Петербургско-московское шоссе пролегает в центре города по Миллионной улице и площадям, обстроенным красивыми зданиями, и на эту лицевую сторону обращено было все старание обывателей и начальства и мимолетное внимание путешественников. Обыватели строили гостиницы на Миллионной, украшали их по возможности, пекли пряники, изображающие стерлядей, свернутых кольцом, и коврижки с губернским гербом. Проездный город, чтобы его помнили, непременно должен иметь какую-нибудь съестную особенность. Торжок известен пожарскими котлетами, Валдай - баранками, Тверь когда-то, по словам Пушкина, славилась - макаронами, а теперь пряниками. Для путешественника любо, когда он проезжает чистым, веселым городом, в котором можно остановиться в удобной гостинице и поесть хорошо, и потолковать с ловким прислужником о местных достопримечательностях. Такой город непременно покажется ему цветущим в торговом и промышленном отношении, так он его и занесет в свои записки. Вот что говорит о Твери барон Гакстгаузен:
(Очерки внутреннего состояния, национальной жизни и сельского устройства России. Т. I, Ганновер, 1847 г.)}
"L'aspect de Twer est admirable. Rebatie en entier, apres 1'incendie de 1763, cette ville peut etre mise au nombre de plus belles de la Russie; du moins aux yeux de ceux, qui font consister la beaute d'une ville dans de larges rues, tirees au cordeau; dans de belles maisons en pierre, ornees de colonnes et de balcons; de vastes places, entourees de batisses, semblables a des palais et une multitude d'eglises, surmontees de coupoles et declochers. Dans quelques rues on voit de jolies allees de tilleuls. Des points, d'ou la vue s'etend sur le fleuve, on aperсoit un movement extraordinaire: il est couvert d'une foule de barques, dont le nombre s'eleve par an a environ 4000" {"Внешний вид Твери восхитительный. Перестроенный заново после пожара 1763 года, этот город может считаться в числе самых красивых в России, по крайней мере в глазах тех, которые полагают красоту города в широких прямых улицах, в прекрасных каменных домах, украшенных колоннами и балконами, в просторных площадях, окруженных строениями, подобными дворцам, и во множестве церквей с куполами и колокольнями. Некоторые улицы красиво обсажены липами. С того места, откуда открывается вид на реку, заметно чрезвычайно большое движение: река покрыта множеством барок, число которых доходит до 4000".}.
Но почтенный барон ничего не говорит о том, что на эти 4000 судов тверские жители только поглядят. Они постоят да и уйдут в Петербург, не доставив никакой работы, а следовательно и выгоды, тверитянам. Перегрузки в Твери нет, а разгрузка, как я уже упомянул, незначительна. ДалееГакстгаузенговорит:
"Le mouvement des rues atteste la situation f lorissante du commerce et l'etat prospere des habitants. Les russes disent, en parlant de cette ville: Twer gorodok - Moskvi ougolok" {"Уличное движение доказывает цветущеесостояниеторговлииблагосостояниежителей. Русские говорят об этом городе: Тверь городок - Москвы уголок".}.
У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони
Да яичницу свари. (Прим. А. Н. Островского.)