ПРЕДИСЛОВИЕ
В памяти порой былое ворошу
В Качканаре родилась инициативная группа, что возглавила новое движение «Дети войны»поздновато. Но как говорится, «Лучше поздно, чем никогда». Вот и я предалась воспоминаниям. Что ж, когда тебе за 70, главная часть жизни прожита, настало время воспоминаний.
А вспоминать есть что:
Война. Мне 5 лет. Я сижу у старшего брата на шее в красивом платьице. На голове большой бант. Болтаю ножками в тапочках с голубой каёмочкой. Носочки тоже с голубой каёмочкой. Ведь я была любимицей в семье, меня одевали, как куколку. Это первое моё детское воспоминание. И было невдомёк, что нёс меня мой старший брат Георгий в последний раз…
Мой братка, моя няня, ушёл добровольцем из 10 класса на войну, не успев сдать последний экзамен. Наверстал упущенное после войны. Когда он вернётся, мне будет уже 12 лет. А старшему брату досталось и с немцами, и с японцами повоевать. Жаль, что я не знала, о том, что только познаю первые азы грамоты, когда буду писать своему братке письма на солдатских «боевых листках», так как другой бумаги не было, и приходилось пользоваться тем, что имелось под рукой, ведь у нас на руднике стояла воинская часть, оттуда и бумага – «боевые листки». Ручку же заменяло перо, привязанное к палочке, а чернильница – «непроливашка», или просто стеклянный пузырёк. Да только она, почему то всё время проливалась в тряпичной сумке. Не знала я, что мы всегда будем глядеть на маму голодными глазами. Не знала, что в первом, втором классах нас будут на переменах подкармливать тонким кусочком хлеба со стаканом кипятка.
А наша учительница Нина Ивановна нам будет говорить: «Дети, кушайте медленнее, так будет сытные». Только ещё больше кушать хотелось. Не знала я и того, что у трёх младших братьев, буду старшей - няней, воспитательницей и командиром. Для мамы буду главной помощницей.
А в 14 лет мне придется работать кайлой, кувалдой и совковой лопатой на разработке вольфрама на руднике наравне со старшими; в 15 - работать на колхозных полях по заготовке сена, уборке пшеницы на площадках комбайнов, поднимать мешки с зерном по 50 килограмм; в 16 -17 - работать на стройке коммунизма – строить МТС. Мои же меньшие братишки в летние каникулы работали пастухами. Все трудились в огромном огороде: картошка, капуста и прочие огородные овощи; заготовка ягод и грибов… Лениться было некогда, надо было выживать. К началу войны старшим братьям Леонтию - 12 лет, Владимиру - 11, Зинаиде - 15. Надо ли говорить, что пришлось на их долю? Им досталось по полной мерке.
Нина Рождественская сказала о детях войны:
«Мы всё тебе отдали, дети войны,
Мы жили, трудились во имя страны.
Какой непосильный, немыслимый труд
Детские плечи сквозь годы несут!
Мы дом свой и землю свою защищали.
Мы, дети, Победе своей помогали».
Вот об этом я и пишу свои воспоминания. И не удивляюсь, что порой спина меня подводит.
Пенсионерка Тамара Белова
Но прежде мне бы хотелось коротко рассказать о своих родителях