В своей книге дедушка подробно описывал каждый спектакль, людей, с которыми стоял на сцене, закулисные события. Падения и взлеты сопровождали его на протяжении всей жизни. Один из самых главных полетов осветила газета «Советская культура» от 19-го января 1979-го года. Редакторы опубликовали Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О присвоении почетного звания Народного артиста РСФСР за заслуги в области музыкального искусства солисту Магаданского музыкально-драматического театра им. Горького Розанову Виктору Петровичу» (приложение 9). Этот день дедушка вспоминал всегда с юмором, дело в том, что он понятия не имел о присвоенном ему звании: «19-ого числа, рано утром я, как обычно, собрался идти на репетицию, но телефон разрывался от звонков, а времени на ответ не было. Так я и оставил без внимания звонившего. Когда, наконец, я пришел на репетицию, в фойе театра уже висел плакат с сообщением о присуждении мне звания и второй плакат – поздравление дирекции и профсоюзов, а актеры и работники театра встречали меня аплодисментами. Это было впервые на всем Крайнем Севере, звания Народного еще не удостаивался никто. Конечно, все это было очень приятно и волнительно, а главное, неожиданно. Потому что до этого момента я и понятия ни о чем не имел». Дальнейшие годы дедушка посвятил любимой работе, жене, уже взрослому сыну, новорожденному внуку Сереже. До 1990 года продолжались спектакли, гастроли, выезды, концерты, он исполнил огромное количество арий из опер и оперетт, был любим публикой и любил публику, любил Магадан, который успел стать родным, любил людей, свою семью.
Правительство по прежнему уделяло внимание театру, у актеров были неплохие зарплаты (по воспоминаниям В.П. Розанова) и, несмотря на всю строгость по отношению к репертуару, вокалисты исполняли прекрасные оперы и оперетты.
Но в 1988 году началось падение производства в сельском хозяйстве и промышленности20. Кремлевское руководство подверглось критике как со стороны ортодоксально-марксистского крыла КПСС, так и либералов-реформаторов. О недовольстве горбачевской политикой высказывались лидеры союзных республик. К 1990 году стало ясно, что идея перестройки себя исчерпала21. Разрешенная и поощряемая частная инициатива превратилась в кампанию по отмыванию денег, появилось огромное количество некачественных товаров и т.д. Гласность обернулась развенчанием КПСС, падением ее авторитета и, как следствие, появлением партий антикоммунистического толка и развитием националистических движений. Центральная власть стала терять возможность управления страной. Назревал политический кризис.
Все это повлекло за собой культурный кризис. Государство перестало уделять какое-либо внимание искусству, и деятели культуры пострадали от понижения заработной платы, а с отменой цензуры, молодые сценаристы стали создавать спектакли антисоветского характера, что только способствовало политическому кризису.
СССР распался, республики получили самостоятельность, и страна вошла в новый этап.22 Политическое влияние ослабло, большое внимание уделялось не духовной сфере жизни общества, а материальной. В итоге, вседозволенность, упадок культуры населения, а особенно поколения, которое росло и развивалось в 90-е годы XX века – последствия того, что власть перестала использовать искусство, как способ создания нравственно и духовно богатого населения. Уже в 2000 году, после того, как дедушка эмигрировал в Германию, он написал: «Всех советских людей объединяло, как минимум, одно – День Победы! Выстояли люди, выстояла страна! Это было, действительно, всеобщее ликование. Только в 1979 году оно еще было всеобщим. А что мы видим теперь, после развала государства, которое по крупицам собирали князья и государи московские? Теперь республики разобщены, и если случится подобное нашествие, то конец заранее предрешен. Горько и страшно даже думать об этом».
Проследив путь народного артиста, любимого в молодости публикой, путь его театра, можно прийти к выводу, что элитарная культура в 90-е годы пришла в упадок. Дедушка, ощутив все это на себе, очень волновался, что его маленький внук Сережа попадет в «дурную компанию» или увлечется современными на тот момент течениями: «Я, прежде всего, хотел, чтобы мальчик привыкал к хорошей музыке, а не к модным эстрадным шлягерам с разнузданными, лохматыми электромузыкантами, а во-вторых, он был занят и на уличные «развлечения» времени не оставалось. Ведь, кроме школы и хора, он занимался дома английским языком и бегал в баскетбольную секцию». Уже из этих переживаний видно, что массовая культура преобладала над классическим искусством, что привело к упадку общей культуры молодежи 90-х годов.
Дедушка описывал эти годы в основном в бытовом ключе: о жене, о детях, о внуках, о друзьях и т.д. Про свою профессиональную деятельность обмолвился: «Если быть откровенным, то касаясь последних лет, мне не о чем больше писать, кроме описания довольно регулярно проходивших частных концертов в действительно прекрасном зале Успенского собора, превращенного в 1986 году в Органный зал». Получается, что концерты были, но были «частными» для небольшого круга друзей, знакомых и поклонников оперного искусства, а их с годами становилось все меньше и меньше. Но дедушку публика не забывала, из Магадана приходили поздравления с праздниками, шуточные стихи и подарки от добрых друзей. Одним из таких подарков было стихотворение, которое ему посвятили магаданские друзья, в нем были строчки:
И с пожеланьем долгих лет
Актеры шлют Вам свой привет!
За Ваши пламенные чувства,
За Ваше тонкое искусство,
За бесконечный стук сердец –
Спасибо, добрый наш певец!
(1996 год)
Таким образом, проследив путь актера в 1990-е годы можно сделать вывод, что государство более не было заинтересовано в поддержании идеологии и нравственного порядка в стране, отмена цензуры повлекла за собой всплеск популярности массовой культуры, которая способствовала упадку духовного уровня человека. Получается, что в эти годы воспитание юного поколения стало делом только родителей и взрослых, которые стремились приобщать ребенка к элитарным искусствам. Но, известно, что массовое влияние сильнее, а концертные залы становились все менее заполненными восхищенными зрителями. Не выдержав такой обстановки в стране, дедушка с бабушкой уехали жить в Германию, сыграв в Харькове свой последний прощальный концерт: «Я думаю, меня поймет любой артист, если бы, как и я, заканчивал этим выступлением свою творческую жизнь. Поймет мое волнение и те чувства, с которыми я вышел на сцену перед переполненным залом. Я волновался, но это не было волнением, как перед любым выступлением. Нет! Я прощался со своим зрителем, со своим городом, со своим любимым искусством. В заключительной части концерта я спел несколько романсов, среди которых были и «Две розы», удивительные своей глубиной, образностью и изысканностью». Ночью, после этого прощального концерта, дедушка написал строчки:
Жизнь певца – метеор, что сгорает вдали,
Не успев долететь от небес до земли.
Так же ярка на миг, так же быстро горит...
Звук исчез, отзвучал, и певец тот забыт…»
Однако певца не забыли, и дедушка, уже на пенсии, продолжал выступать с концертами в городах Германии и Франции, в Израиле и, однажды, даже в городе-государстве Люксембург. Много в его книге описаний прекрасных городов, красивых храмов, концертных залов. А на его Родине постепенно начинается новая жизнь, уже отдельной страны Российской Федерации. Граждане встречают новый, XXI век. Продолжается борьба за власть, за деньги. Культура и искусство по-прежнему не удостоены внимания. И, несмотря на то, что сейчас политика государства направлена на поддержание деятелей культуры и образования, должно пройти еще много лет, прежде чем элитарная культура займет первенство по сравнению с массовой культурой.