10 июля.
Вместе с Шевляковым ходили в лагерь на "У.Г.". Народа была масса -- не меньше, чем на том памятном сеансе, когда я читал "Почему нам нельзя расходиться". Очень много солдат (по преимуществу вольноопределяющихся). Очень многие знают нас, лекторов, в лицо. Перед началом сеанса рассматривают, точно оперных теноров. Было также очень много офицеров и солдат нашей батареи. Находят мой доклад ( "Генерал Людендорф о большевизме") очень интересным, но немного длинным (45 мин.). Фельетон Шевлякова "Накануне" встречен в лагере гораздо более сочувственно, чем в городе. Видимо, настроения здесь значительно более консервативные -- особенно на "Европейском берегу" (так называют правый берег лагерной речки, где расположена кавалерия).
После некоторого перерыва снова поток провокационных слухов. За распространение одного из них (отъезда кавалерии в Сербию на днях) один полковник Генерального штаба получил выговор в приказе по Корпусу. Сегодня приходил с Лемноса "Решид-паша". Постоял у Галлиполи всего полчаса и ушел. На всякий случай были вызваны на пристань два военных училища. Еще один слух -- во вторник на параде по случаю именин Врангеля генерал Кутепов объявит какую-то потрясающую новость.
Типичная галлиполийская картинка -- мальчишки-турки теперь не только распевают "Мама, мама, что мы будем делать..." и "Карапет мой бедный...", но пытаются даже объясняться с сенегальскими стрелками по-русски. Забавнее всего, что те пытаются по-русски же отвечать. Мирное завоевание Востока.