авторів

1427
 

події

194062
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Aleksandr_Gertsen » Дневник Александра Герцена - 5

Дневник Александра Герцена - 5

04.04.1842
Великий Новгород, Новгородская, Россия

   4. Господи, какие невыносимо тяжелые часы грусти[1] разъедают меня! Слабость ли это? Или последствие того развития, которое приняла душа моя, или, наконец, мое законнее право, образ отражения во мне окружающего? Неужели считать мне свою жизнь оконченною, неужели все волнующее, занимающее меня, всю готовность труда, всю необходимость обнаружения схоронить, держать под тяжелым камнем, пока приучусь к немоте, пока заглохнут потребности,-- и тогда начать жизнь пустоты, роскоши? Да, только последнее возможно, когда оно естественно течет из сущности известного рода плоскости духа, в этот мир чужой не взойдет. Есть другая жизнь, прекрасная и высокая, чисто инсентивная, с единой целью внутреннего просветления,-- но я чувствую, что середь тихих занятий кабинета подчас является ужасная тоска. Я должен обнаруживаться, ну, пожалуй, по той же необходимости, по которой пищит сверчок.

   Гётеговорит:

  

   Gut verloren -- etwas verloren!

   Ehre verloren -- viel verloren!

   Mußt Ruhm gewinnen,

   Da werden die Leute sich anders besinnen.

   Mut verloren -- alles verloren,

   Da wär'es besser nicht geboren [2].

  

   {* Добро потеряешь -- немного потеряешь! Честь потеряешь -- много потеряешь! Завоюй славу, тогда люди изменят свое мнение. Мужество потеряешь -- все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться (нем.).-- Ред.}

  

   Это величайшая истина, и потому-то, когда я сознаю совершенную потерю духа, я паду. Но еще, кажется, я далек от этого. Счастливы детски религиозные люди, им жить чрезвычайно легко. Но будто возможно из совершеннолетия перейти в ребячество иначе, как через безумие. Одна мать, потерявшая всех детей своих[3], говорила мне с веселым видом: "Я не жалею их, я их хорошо поместила", и она вставала по ночам к заутрене, держала строгий пост и была счастлива. Я даже завидовать не могу, хотя удивляюсь великой тайне врачевания безвыходного горя -- субъективным мечтательным убеждением. У ней несчастие переполнило душу -- и обратилось в безумное блаженство. Но мои плечи ломятся, но еще несут. И ужасная мысль, что еще годы надобно таскать эту тяжесть, разливает мрак, и судорожное негодование щемит душу.

 



[1] Господи, какие невыносимо тяжелые часы грусти... -- Эту запись от 4 апреля 1842 г., так же как и другие записи из дневника, Герцен процитировал, с некоторыми изменениями, в главе XXVIII "Былого и дум" (см. комментарии к тому IX наст. изд.).

[2] Gut verloren...-- Герцен приводит стихотворение Гёте (без названия), опустив вторую и третью строки.

[3] Одна мать, потерявшая всех детей своих...-- Герцен имеет в виду свою новгородскую знакомую -- Л. Д. Филиппович, о которой см. в главе XXV "Былого и дум".

Дата публікації 06.01.2018 в 18:21

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: