7.11.44. Вт. В 9.00 построение в школе. Офицеры при параде, с орденами и медалями. Гражданские преподаватели в военных мундирах без погон. Мы начищенные, отутюженные. Пуговицы, бляхи сверкают. Блестят ботинки, которые мы натёрли перед построением бархотками. Торжественный момент. Команды майора Крылова:
– Равняйсь! Смир-р-р-но! Равнение на... средину!
Выходит директор школы Землянский, сутулый интеллигентный педагог, руку под козырёк военной фуражки. Доклад «мрака». Директор здоровается тихо, но мы отвечаем ему во всю глотку.
– Поздравляю вас с днём 27-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции!
– Ур-р-р-р-а-а-а-а! Ур-р-р-р-а-а-а! Ур-р-р-а-а-а!
У меня такое впечатление, что мы всей школой взлетаем высоко ввысь на этом своём «ура» и будто летим над страной от края и до края, обозревая её. Вид страны я представляю, как на географической карте, великой, распластанной от Буга до Тихого океана, от Северного полюса до Кушки.
Зачитывается приказ Верховного Главнокомандующего № 220, в котором говорится, что мы празднуем этот день в обстановке решающих побед Красной Армии над врагами нашей Отчизны, что героическими усилиями Красной Армии и Советского народа наша земля очищена от немецко-фашистских захватчиков.
Душа кипит гордостью за страну, за народ, за то, что я живу в самой передовой стране мира. За то, что при погонах великой армии участвую в торжественном событии. И вот мы по Красной улице чеканим шаг в конце воинских колон, но впереди гражданской демонстрации. Люди нас приветствуют восторженно, улыбаются, машут руками. А мы, высоко подняв подбородки, с блеском в глазах, молотим усердно по земле подошвой до боли в ногах.
– Молодцы ребята! – кричат нам с тротуаров.
– Хорошо идут, – слышится с трибуны.
Похвала подстёгивает к еще большему рвению. Мы готовы идти и идти до бесконечности, чтобы радовать людей и любоваться собой. Но от трибуны до школы всего один квартал. Нас заворачивают во двор. «Мрак» от имени командующего войсками объявляет благодарность. Мы орём «Служим Советскому союзу!» Он от имени директора школы распускает нас по домам на три дня. И снова наше «ура!» Спешим в столовую съесть праздничный обед, потом в интернат за чемоданами и на вокзал. А город ликует. В репродукторах музыка. Диктор рассказывает о параде и демонстрации в Москве. Хорошо. Радостно. Величаво.