30 октября
Сталинград держится! А вот Моздок исчез из сводки и появился Нальчик.
Наш «хаммерлунд» начинен самой различной информацией: сражения в Египте и на Тихом океане, преступления клики Антонеску, волна казней в Чехословакии, сопротивление греческого народа, расстрелы патриотов в Риме, активизация фашистских настроений в Испании.
В Китае мелкие военные операции в северной части провинции Хунань и в районе Ичана (провинция Хубэй).
* * *
Мао Цзэ-дун и его сторонники недооценивают военную мощь СССР и переоценивают успехи Германии. Отсюда их выводы о возможном разгроме Советского Союза и, как следствие, — отказ 8-й НРА и Новой 4-й НРА от борьбы с японцами; мол, наши взгляды лишний раз подтверждают правильность «теории сохранения живой силы» во что бы то ни стало. Очевидно, даже ценой предательства.
Поголовная зубрежка партийных документов и самобичевание, трагическое и комическое...
Мао Цзэ-дун объяснил мне, что «эмпирики» в КПК — это практические работники из рабочих и крестьян, в той или иной степени разделяющие взгляды «догматической группировки Ван Мина и Бо Гу». При этом он впал в раздражение.
Ван Мин — представитель ЦК КПК в Коминтерне и член Президиума Исполкома Коминтерна. Нападать на него открыто — значит, охаивать линию Коминтерна. Деликатность этого положения Ван Мина и злит Мао Цзэ-дуна. Другого оппонента он давно бы смял.
Мао Цзэ-дун едва выносит Бо Гу, особенно за равнодушие, с каким тот относится к его «заслугам перед партией» и за независимую манеру держаться.
Ярлык «догматизма» помогает рассчитаться с «группой Ван Мина — Бо Гу», избегая формальных нападок на политику Коминтерна.
* * *
Свежевырытая пещера пахнет сыростью и плесенью. Сквозь бумажное оконце еле-еле сочится свет.
Бриться выхожу на улицу. Тут же дымят наши самодельные очаги и кухарит юный сяо гуй, лихо подпоясанный ремнем. На ремне здоровенный маузер.