27 июня
Иностранные радиостанции по-прежнему подводят итоги победам фашистских войск.
Японцы злорадно рассуждают о крушении южного участка советского фронта.
Токийское радио повторяет немецкие сводки с перечислением взятых населенных пунктов, количества пленных, убитых. И с тем же безудержным геббельсовским бахвальством.
Сводки Информбюро сухо сообщают об оборонительных боях на Харьковском направлении.
Севастополь стоит. Держится и Ленинград.
Японские дивизии нависли над нашим Дальним Востоком в предвкушении развязки на советско-германском фронте.
И турецкий нейтралитет — весьма и весьма двусмысленный — сковывает на Кавказе наши значительные военные силы. Тоже игра на руку гитлеровцам.
Пленный японский офицер рассказал о японском военном образовании. Военная академия, основанная в 1882 году, размещается в Токио в районе Акасака. Подчиняется начальнику генерального штаба. Норма приема: 40–50 слушателей. Срок обучения: три года. В академии три факультета: основной, специальный и авиационный. Из-за войны число слушателей резко возросло. Так, в 1939 году выпущено 122 офицера.
Этот пленный самурай собственноручно отрубал головы пленным китайским бойцам...
* * *
С начала 1942 года реорганизуются китайские вооруженные силы. Армии и дивизии перекомплектовываются на новые штаты.
* * *
Разговоры некоторых руководителей КПК о своем дружелюбии, коим явилось-де предупреждение о нападении Германии, откровенно спекулятивны. Действительность — скрытая враждебность Кан Шэна, а возможно, и председателя ЦК КПК — Мао Цзэ-дуна...
Враждебность Мао Цзэ-дуна?! Нет, для меня теперь это отнюдь не такая уж еретическая мысль. Есть множество незначительных и значительных подробностей, которые меняют мое представление об этом человеке. Сталкиваюсь ли я здесь, в Яньани, в лице Мао Цзэ-дуна с политическими заблуждениями или сознательной тактикой?! Есть от чего постоянно находиться в напряжении.
Я должен, обязан разобраться в существе политики руководства КПК. Не показной политики, а действительной. Мой приезд, кажется, совпал с ее определенной трансформацией. На мне огромная ответственность перед своей партией и Коминтерном.
* * *
Презрение к другим народам необыкновенно развито у китайского буржуа и мелкого собственника...
Коминтерн помогал КПК придерживаться подлинно марксистской линии в революционной борьбе. Предостерегал от опасности национализма и мелкобуржуазного левачества.