Воспоминания Матвея Борисовича Галицкого, записанные внучкой, Мариной Полянской.
Мой дед, Галицкий Матвей Борисович родился в местечке Добровеличковка в 1904 году.
Вот расшифровка аудиозаписи, сделанной в 1975 году. Он рассказывает:
- Потом начались всякие банды. Каждый день их было одна-две банды. Была банда «Маруся», была банда «Пройдоха». И все примирились уже. И каждый над тобой издевался, и от каждого ты ждал смерть. Грабить, убивать. С русскими они особенно не воевали.
Потом мы создали свою оборону из добровеличковских ребят. У нас были четыре прекрасных лошади. На счету у обороны числилось уже 150-200 людей. И банды перестали к нам ездить.
А когда Махно приехал, это было уже другое дело. В первый приезд у Махно было 67 человек. Но головорезы одни. Он заехал к нам. Трогать никого не трогал. Забрал 5-6 лошадей и убил из еврейского населения 2-х человек. Одну женщину убили нечаянно. А одного парня убили так. У его дяди забрали лошадь прекрасную. И этот дурак побежал за махновцем отобрать у него лошадь. Его и убили. Вот эти две жертвы – в первый приезд Махно.
Примерно через 8 месяцев был второй приезд Махно. Потом говорили, что было 8 тысяч человек. Между прочим, он, мерзавец, ограбил нашу Советскую власть. Забрал несколько эшелонов на станции Помошной. Много там добра было, привезенного к нам в местечко. У нас жил с этой бандой 3 месяца и 6 дней. Мы, ребята, его не боялись. Он привез из какого-то города Волина анархиста. Послал в Одессу банду, человек 20, и они привезли оттуда много ловкачей.
Евреев он у нас не трогал вот по какой причине. Недалеко от нас была деревня Песчаный Брод. Так вот, когда он проезжал этот Песчаный Брод, он там женился. И жена его стала анархисткой. Она закончила семинарию в нашем местечке. Она была русская. Красавица выточенная. И она приказала никого не трогать. И никого не трогали.
Интересный момент могу рассказать. К одному еврею подъехали махновцы и просили у него варенье. Он сказал, что нет. Они соскочили с лошадей и нашли у него варенье. И забрали. Он побежал и рассказал Махно. И она прибежала с двумя махновцами и наповал тут же около дома их расстреляла.