Основной состав нашей лаборатории был занят вопросами сварки в среде углекислого газа. Авторами этого метода были К.В.Любавский и Н.М.Новожилов. Николай Михайлович Новожилов вполне правомерно считал, что именно ему надлежало возглавить все работы по этому направлению и соответствующую лабораторию. Но это никак не устраивало начальство, и потому, что ему тоже хотелось быть при этой проблеме, и из-за склочности и трудноуправляемости самого Новожилова. Были попытки от него отделаться, отправив в колхоз в связи с очередной кампанией по подъему сельского хозяйства, но это не удалось. В результате Новожилов оставался старшим научным сотрудником и занимался вопросами сварочных материалов. Создание способа сварки в среде углекислого газа было действительно наиболее яркой разработкой ЦНИИТМАШ, так как именно он позволял автоматизировать ручную сварку, и очень широко осваивался во всех промышленно развитых странах мира. В то время готовились документы для его представления на Ленинскую премию и в состав авторского коллектива планировали включить, кроме Любавского и Новожилова, еще Бринберга, который взял на себя разработку оборудования, и Суслова Валерия Николаевича, который только что защитил диссертацию по заварке этим методом дефектов литья. Новожилов считал себя ущемленным, писал жалобы в партком, в газеты, в ЦК КПСС и в прочие инстанции. Главными объектами его нападок был Бринберг и Гельман.
Однажды ко мне подошел Мельбард и стал со мной разговаривать о засилии евреев в нашем отделе. Я понял, что это было результатом его разговоров с Новожиловым, который в ходе его борьбы сформировался, как самый яростный и махровый антисемит. Как я понял, он нашел союзника в этом вопросе и в лице Мельбарда.
Жизнь очень забавная штука и любит парадоксы. Сначала дочка Новожилова уехала в Израиль вместе со своим мужем, а потом и Мельбард вместе со своим семейством.