После зимней преддипломной практики на заводе “Днепроспецсталь” началась работа над дипломом.
Но не работа над дипломами была главной нашей заботой в то время. Гораздо больше нас волновало предстоящее распределение. И хотя я был готов к тому, что буду распределен куда-нибудь на завод, интересовало куда?
Процесс распределения был построен в нашем институте весьма демократично. Еще до начала работы над дипломами нам было предложено составить единый список двух групп электрометаллургов, в котором устанавливалась очередность прохождения распределения. Принцип построения списка - сумма оценок, полученных за время учебы. Далее на общем собрании групп шла корректировка списка. Она включала вынесение вперед списка всех наших фронтовиков, передвижка отдельных студентов в списке с учетом общественной работы. Сразу за фронтовиками ребята решили поставить наших девушек. В этом списке за фронтовиками и девушками я был в числе первых. Перед распределением нам должны были дать перечень мест, куда планируется наше направление. В соответствии с утвержденным нами списком первый выбирает из всего перечня мест, а следующие по очереди - из оставшихся.
Когда разнесся слух, что перечень мест для распределения пришел, но чем-то не устраивал руководство, потребовали, чтобы нам его показали. Список оказался вполне приемлемым, и мы настояли, чтобы он был принят. При распределении на кафедре мне достался ЦНИИТМАШ. И обнародование списка, и распределение на кафедре мы отмечали довольно бурно, а вот главное распределение на государственной комиссии оказалось не таким гладким.
Комиссия по очереди вызывала студентов и, как правило, подтверждала распределение, предложенное кафедрой. Но нередки были и исключения, вызванные, главным образом, анкетными данными ребят. Для меня это было особенно неприятно. Я не боялся любого назначения, но снова ощущение собственной неполноценности, осознание того, что многое в жизни для тебя закрыто, превращало ожидание вызова на комиссию в пытку. Наконец, вызвали и меня. За большим столом директорского кабинета сидело человек двадцать. После короткой информации обо мне и предложения моего распределения в ЦНИИТМАШ со стороны, по-видимому, представителя Минтяжмаш последовал вопрос:
- А как обстоят дела с этим...?
- Этот вопрос проверяли, и препятствий к данному распределению нет.