Мая 3. Был у меня Борщов и сказывал о последовавшей в их начальстве перемене. На место дежурного генерала Потапова поступил Клейнмихель, и звание начальника штаба соединено в одно лицо военного министра, коим назначен граф Чернышев.
5. Не мог узнать, слушано ли было мое дело вчерашний день. Некоторого рода спокойствие духа не предвещает ничего хорошего: такое есть строение моего свойства. Когда в опасных случаях внутренний страх беспрестанно стесняет чувства, когда при одном воображении о угрожающем случае сердце замирает, грудь стесняется, в мозг жар кидается, волосы вверх поднимаются и холодный пот выступает, то по большой части ожидаемая беда не сбывается; напротив того, когда в таковых случаях все означенные ощущения в малой степени являются или когда при ожидании опасности не бывает в чувствах столь сильного возмущения, но господствует какая-то беззаботность, беспечность и даже спокойствие, то это очень дурной знак - предвещание бедствия.
6. Читал Записки Бомарше о начатом против него уголовном деле по жалобе члена парижского парламента Гозмана в намерении его подкупить по производившемуся в парламенте делу о должных ему, Бомарше, умершим г. Дювернеем 50 т. талеров. Здесь включена поездка его в Испанию по делу об оскорблении сестры его начальником королевского архива, Клавигом. Записки его об одном только деле с Гозманом составляют два тома в 8-ю долю листа, до 360 стр. в каждом. Несмотря на это, писаны с таким талантом, что при всей сухости тяжебных материй очень занимательны.
11. Ал. Вас. сказывал, что государь предлагал Алексею Петровичу Ермолову место в новообразованном Главном аудиториате, но что последний отклонил сие предложение, сказав, что, служа всегда с ружьем, он не силен в судных делах; но в самом деле потому, что должен быть в некоторой зависимости от военного министра.
14. Был у Куца и получил от него в дар новое Положение о Военном министерстве, где написано много мелочей. Одно хорошо затеяно: положен обер-прокурор, но только при одном Генерал-аудиториате.
17. Смотрел на выгрузку камня под пьедестал Александра I и на леса для подъема его и сделанные колонны. Один седобородый старик сказал, что можно бы на эту сумму построить хороший город.
31. Был у Ал. Вас., с которым говорили более полутора часа о прежних делах и случаях. О Ермолове сказал, что уехал в Москву по причине болезни отца, но более потому, что здесь ему нет дела кроме умножения свиты его величества. О князе Кочубее говорил, что теперь едет в отпуск и к новому году будет отставлен от всех дел по взаимному желанию.