авторів

1427
 

події

194062
Реєстрація Забули пароль?

1846 год - 1

10.04.1846
Аксу (Ахсу), Азербайджан, Азербайджан

По отъезде князя из Тифлиса, в начале апреля, стали носиться сперва тревожные служи о каких-то сборах неприятеля в Чечне, а вскоре затем получено донесение, что Шамиль с огромным скопищем, переправившись через Сунжу, через малую Кабарду вторгнулся в большую Кабарду, с целью возмутить всех жителей, и будто бы уже окружил главное наше укрепление в этой местности – Нальчик. Немедленно был послан фельдъегерь к князю, а через день после того вечером я был потребован к исправляющему тогда должность начальника Штаба ген. Норденштаму, который предложил мне ехать князю с полученным новым, более подробным, донесением о движении Шамиля. Вместе с тем поручено мне было, при проезде через Карагач, сообщить командиру Нижегородского Драгунского полка распоряжение о немедленно выступлении из Гузии на линию; полку этому назначено прежде перейти на Сулак для устройства новой штаб-квартиры в Чир-Юрте в том же году. Я, разумеется, обрадован был этим поручением и через час или два уже мчался на курьерской тройке по направлению к Шемахе.

Перед светом, ехавши необыкновенно быстро, я был в Карагачах, где, разбудив полковника Крюковского, передал ему, что знал о движении неприятеля в Кабарду и предписание о немедленном выступлении. – Нигде не останавливаясь, продолжал я путь по Алазанской долине и потом по Щекинской и Ширванской плоскости. Мало тогда обращал я внимания на великолепную местность Алазани и пустынную плоскость, которую проезжал. Горные потоки в это время года были в полном разливе и представляли везде весьма трудные, даже опасные, переправы, которые удалось мне однако благополучно совершить. Замечательно, что все эти речки, в летнее время представляющие незначительные ручейки, в известное время года и при дождях обращаются в широкие потоки, влекущие в водах своих камни и обрывки целых скал. – Все эти речки, не доходя до Аракса, теряются в равнине и только в верхнем и среднем своем течении представляют удобство для оседлого населения и хлебопашества. К Араксу же вся плоскость только удобна для кочевья в зимние месяцы.

 

Наконец, подъезжая к последней станции под Шемахой – Аксу, откуда начинается значительный подъем на гору, где расположена столица старого Ширванского ханства, я встретил непреодолимое, по-видимому, препятствие к дальнейшему следованию. Речка Аксу представляла шумный поток, разлившийся почти на полверсты, и не было возможности думать о переправе в повозке. На берегу застал я посланного накануне моего отъезда фельдъегеря, почти сутки ожидавшего возможности переправиться; надобно было видеть его отчаяние, когда я, нисколько не медля, приказал отпречь пристяжную и, сняв хомут, решился переправиться через реку вплавь. Фельдъегерь побоялся следовать моему примеру, а между тем отказался мне отдать имеющиеся у него бумаги. Сначала лошадь по брюхо в воде боролась еще довольно успешно против потока, пока, наконец, потеряв дно, стала следовать течению; держась за гриву, я вплавь старался помогать коню, но мы были сбиты водой и камнями, и я только с трудом мог выбраться на противоположный берег. Платье мое было совершенно изорвано в клочки каменьями, и я сам разбит и окровавлен, лошадь почти совершенно была изувечена; нас отнесло версты на две ниже того места, где я начал переправу; добравшись до станции, я немедленно поскакал далее.

Дата публікації 07.02.2017 в 12:04

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: