авторів

1486
 

події

204646
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Artem_Kresin » Во глубину Сибирских руд - 1

Во глубину Сибирских руд - 1

01.08.1946
Мариинск, Кемеровская, Россия

1946 год вспоминается мне , как год  значительных событий в моей жизни. Ну, хотя бы, как год получения паспорта. Но были и не менее  важные события.  Я закончил учебу в ремесленном училище, где получил специальность токаря - универсала. В дальнейшем я стал электриком, достиг высоких инженерных званий, но всегда гордился умением встать к любому металлообрабатывающему станку, профессионально его настроить и изготовить простую деталь.
Другим своим достижением 1946 года считаю то, что одновременно с училищем закончил седьмой класс вечерней школы. Окончание семилетки для обычного подростка считалось бы  нормальным явлением, я же назвал это достижением и, думаю, не зря. Из  двухсот с лишним учащихся ремесленного училища одновременно с квалификационным свидетельством токаря-универсала, документ о получении неполного среднего образования получила только  небольшая группа из пяти человек, в которую входил я. Руководство училища не поощряло совмещение учебы в самом училище с учебой в других учебных заведениях. Да и само желание продолжать учебу в вечерней школе у четырнадцатилетнего, представленного самому себе, мальчишки мне самому до сих пор непонятно. Оглядываясь назад, я могу сказать, что не сделай я этого тогда, все мое дальнейшее образование было бы под большим вопросом.
Еще более важным событием для меня в тот период, было окончание срока заключения матери, находящейся в сибирских лагерях с злополучного 1937 года. В 1945 года истекли восемь лет срока по статье "член семьи изменника родины". Поскольку ехать ей было некуда, она приняла предложение руководства лагеря поработать вольнонаемным врачом в лагерной больнице. Я рос без родителей с семилетнего возраста, и желание встретиться с матерью, было главной мечтой моей жизни. И в этом году создалась реальная возможность для нашей встречи. Был отменена необходимость «вызова» для переезда из города в город. По окончании училища мне предоставлялся месячный отпуск. Можно представить, как этой встречи ждала моя мать.
Опущу подробности, как пришлось доставать железнодорожный билет, когда все население страны после войны направились к местам, откуда люди были сдвинуты в военные годы. Итак, отпуск получен, билет в общий вагон поезда "Ленинград-Свердловск" у меня в кармане. Началась подготовка к поездке. Отоварены карточки на месяц вперед, упакован чемодан. Моя тетка, взявшая на себя руководство моим отъездом, считала, что мать сумеет добиться, что бы я остался  с ней, поэтому чемодан получился увесистым, что очень сильно осложнило мое путешествие.
За два часа до отхода поезда я явился на вокзал, и, как оказалось, не зря, на перроне у каждого вагона стояла большая толпа, которая, казалось, физически не может поместиться в вагоне. Как мне объяснили сведущие люди, число проданных билетов, было равно количеству полок, включая третьи багажные, умноженному на три.  Когда я, наконец, с большими трудами оказался в вагоне, я убедился в правильности этого утверждения. В вагоне уже, казалось, нет места не только для людей, но и для воздуха. Заполнение вагона непонятным образом продолжалось. Выражение " набито как бочка с селедкой" не было бы преувеличением. Отправка поезда задержалась примерно на час.
Всю первую ночь, кажется, почти никто не спал. К утру люди  присмотрелись друг к другу, начали знакомиться и договариваться об очередности сна. Главное что запомнилось, это то, что не было ожесточения в отношениях между пассажирами.. Через несколько часов поездки уже раздавался смех, шутки. Поспавшие предлагали  бодрствующим свои места для сна. Путь до Свердловска был рассчитан на трое суток, и если первую ночь я вспоминаю, как ночь кошмара, то вся последующая поездка вспоминается с улыбкой. Все соседи перезнакомились между собой, рассказывали о своей жизни. Война только закончилась, все эти люди хлебнули военного лиха выше головы, и им было что рассказать. Дружно бегали на станциях за кипятком, покупали еду на пристанционных базарчиках. Со мной произошел забавный эпизод. Я был очень худой и вполне размещался на третьей продольной багажной полке, мои ровесники помнят, насколько она была узка. Ночью я проснулся, забыл, что я на третьей полке. Не открывая глаз, я сел  и встал, как мне казалось, на пол. Приземлился я точно между четырьмя игроками в карты, приведя их в полное замешательство, перешедшее затем в гомерический хохот. Оставшуюся часть пути меня называли «мастером беспарашютного спорта», только недавно прошел новый кинофильм «Небесный тихоход», где это выражение промелькнуло впервые.   
Мне, как впервые выехавшему так далеко от центра страны, все было интересно. За городом Кировым узнал, что такое "ряженка", пироги "шанежки", ягоды костяника, которую приносили ведрами. Проехали Кунгур, с интересом ждал встречи с Уралом. Никогда прежде я не видел гор, и ожидал увидеть скалы, уходящие в небо горы. Урал не оправдал моих надежд, несколько скал, высотой не превышающей 100 - 200 метров, и обычная растительность. Этот этап пути закончился рано утром, на четвертые сутки, мы подъехали к перрону вокзала города Свердловска.
В этом городе жила, находящаяся еще в эвакуации, семья близких мне родственников -  дядя Миша, тетя Лида и мой кузен Олег. Мы вместе прошли через самые тяжелые блокадные месяцы, и тех пор не виделись. По длительности это был небольшой период, но по событиям это была вечность. Встреча была очень горячая, три дня пролетели, как мгновение. Однако нужно было продолжать путь. Следующий предстоящий этап - Свердловск - Новосибирск. Получить билет на такой поезд простому смертному было невозможно. Почти сутки сидения на вокзале привели к единственному выводу, дальше ехать поездом №504. Что это такое? Это состав, состоящий из небольших товарных вагонов, в народе их называли «телятники», или более ласково теплушки. Такие поезда ходили по всей стране и имели номера, начинающиеся с пятисот, поэтому их называли "пятьсот веселыми".
Погрузившись со своим чемоданом в один из вагонов, я продолжил свой путь. Народ был приблизительно такой же, как в предыдущем поезде. Люди, разбросанные войной, возвращались к своим семьям, которые, в свою очередь, были также заброшены в разные концы страны. Останавливался наш "пятьсот веселый" у каждого светофора, а то и у куста, поэтому путь предстоял не только длинный, но и длительный. В первый же день у нас подобралась компания молодых ребят, мы сдружились и до поздней ночи сидели на полу вагона в своем углу, обсуждая разные темы. Один из ребят сходил в Кургане, куда мы должны были прибыть на исходе ночи. Разговоры затянулись далеко за полночь, когда мы, наконец, улеглись спать. Наутро многие из нас оказались обворованными вышедшим в Кургане собеседником. Больше всего потерял я, исчезли все деньги. Все было сделано аккуратно, из бокового кармана был вытащен бумажник, деньги отделены от документов и изъяты. У других взяты часы, хорошие предметы одежды.  Погоревав, начал решать, как выбираться из создавшейся ситуации. Залез в свой чемодан, отобрал, что может быть продано, это была и часть продуктов, и кое-какая одежонка. На рынке, который существовал при каждой железнодорожной станции, с помощью новых приятелей, все отобранное было продано, и дальнейший мой проезд был обеспечен. Оставшийся путь прошел хотя и нудно, но без приключений. В полдень шестого или седьмого дня пути наш неспешный поезд подошел к вокзалу города Новосибирска. Начал думать, как добираться дальше. Позади более четырех тысяч километров. Впереди осталось всего триста семьдесят, но они оказались самыми тяжелыми. Попасть  на проходные поезда  надежды не было, следующий "пятьсот веселый" идущий в сторону Владивостока пойдет дней через пять.
Переночевал на новосибирском вокзале, и стал думать о продолжении пути. Со мной вместе были попутчики из " веселого" поезда. Оставив на них свой
чемодан, пошел гулять по железнодорожным путям, хотя меня предупредили, что охранники, поймав на железнодорожных путях постороннего, его могут задержать и привлечь к уголовной ответственности. Но выхода у меня не было. В одном из составов нашелся вагон - теплушка, в котором солдаты сопровождали груз в свою часть. Попросился к ним,  они согласились принять меня. К сожалению, по моему маршруту этот состав шел только один перегон  до станции Болотное, это почти треть оставшегося пути. Решил ехать с ними.

Дата публікації 09.11.2014 в 12:10

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: