авторів

1575
 

події

220973
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Nataliya_Tuchkova » Глава шестая - 22

Глава шестая - 22

20.11.1855
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

19 февраля 1855 года наступило новое царствование. Все так радовались восшествию Александра Николаевича на престол, что незнакомые обнимали и поздравляли друг друга на улицах Петербурга, чего очевидцем был Павел Васильевич Анненков, который мне не раз о том рассказывал.

В Симбирской губернии мы познакомились с некоторыми интересными личностями, но тогда еще очень молодыми. Огарев был очень любим всеми этими благородными юношами: Кашперов, композитор и впоследствии директор консерватории в Москве[1], Михаил Николаевич Островский, брат писателя, человек весьма умный, уже тогда обнаруживавший большие способности будущего государственного деятеля[2], Бутковский, прелестный юноша...[3]

Для получения паспорта мы приехали в Петербург, часто видались с литературным кружком, особенно с Иваном Сергеевичем Тургеневым, с Павлом Васильевичем Анненковым, с К. Д. Кавелиным и другими[4].

Не без хлопот получили наконец паспорт на воды, по мнимой болезни Огарева, для подтверждения которой Огарев разъезжал по Петербургу, опираясь на костыль,— но тогда все было по-новому в Петербурге, и для юного правительства, в сущности, было вполне безразлично: едет ли Огарев в деревню, или за границу[5].

 



[1] В. Н. Кашперов в 60-х г. был профессором Московской консерватории.

[2] Упоминание о М. Н. Островском, впоследствии министре государственных имуществ, в «Р. ст.» (стр. 79) было опущено и замене но буквами «NN».

Письма Огарева к В. Н. Кашперову и М. Н. Островскому см. в «Звеньях», VI, стр. 364—377.

[3] Вероятно, Н. А. Тучкова-Огарева ошибочно называет Бутковским П. М. Грибовского, симбирского приятеля Огарева, с которым он сблизился в начале 50-х гг. См., например, в письме Огарева к М. П. Островскому от 27 сентября 1852 г.: «Я должен признаться, что питаю Слабость к Грибовскому... В нем есть что-то светлое, что я люблю, и что-то юное, что мне напоминает, что и я был молод» («Звенья», VI, стр. 370). И. С. Тургеневу Огарев в декабре 1856 г. писал о Грибовском, что «это одна из милых, светлых личностей, возбуждающих симпатию» («Современник», 1913, кн. VI, стр. 13).

[4] О пребывании Огаревых в Петербурге в ноябре 1855 г. — январе 1856 г., в ожидании заграничного паспорта, см. в письмах Н.А.Тучковой-Огаревой к родным в «Русских пропилеях», т. IV, стр. 141—146.

[5] В тексте «Р. ст.» далее шло следующее примечание за подписью «Ред.»:

«Одновременно с А. А. Тучковым и Огаревым был арестован и отвезен в Петербург, в марте 1850 г., Илья Васильевич Селиванов, весьма образованный пензенский помещик, бывший в должности уездного предводителя, впоследствии судья, председатель палаты, талантливый писатель («Провинциальные очерки»). Селиванов был арестован в Москве и поездку совершил в одном кортеже с А. А. Тучковым, под конвоем того же прекраснодушного генерала Куцинского. Арест и поездка в Петербург и пребывание в III Отделении для покойного И. В. Селиванова окончились так же благополучно, как и для Тучкова, Огарева и Сатина. И. В. Селиванов подробно рассказал этот эпизод из своей жизни в своих воспоминаниях, напечатанных в «Русской старине», изд. 1880 г., т. XXVIII, стр. 299—316».

С незначительным изменением это примечание было перепечатано в отдельном издании 1903 г. (стр. 89—90).

Селиванов по окончании дела был сослан в Вятку, откуда он через полгода вернулся.

Дата публікації 13.09.2016 в 17:01

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: