Высадка в сентябре 1854 г. французских и английских войск на берега Крыма, сражение под Альмой, занятие высот на южной стороне Севастополя и приготовления неприятеля к осаде -- заняли все умы и языки.
Где бы ни сошлись артиллеристы, инженеры, офицеры генерального штаба и высшие чини армии -- везде слышались шушуканья о судьбе нашей крымской армии, Севастополя, вынимались бумажки, чертились планы укреплений, потом все это рвалось на мелкие кусочки.
Так как многие из старших образованных офицеров знали довольно хорошо положение наших укреплений под Севастополем, точнее -- совершенное отсутствие укреплений, то все, более или менее смышленные, предполагали, что не сегодня-завтра неприятель вступит в город с распущенными знаменами, под грохот барабанов и звуки труб...
Однако проходили дни за днями -- ничего такого не было. Наконец, талантливый инженерный подполковник Тотлебен, посланный Горчаковым из южной армии в распоряжение главнокомандующего крымской армиею, князя Меншикова, одновременно с другим талантливым инженером -- Фальконетом (?), донес, что "неприятель повел правильную осаду". Все вздохнули свободнее.