авторів

1437
 

події

195593
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Anna_Olenyna » Дневник - 21

Дневник - 21

20.03.1829
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

   20 Mars

   Combien de mois, combien de changemens, que de joies et de peines ont passé depuis que je n'ai revu ces feuilles! J'ai fait un voyage à Moscou, j'y ai revu ma soeur et me voilà revenue dans mes foyers. Mais Dieu! quel changement s'est opéré en moi! Je ne ris plus, je ne plaisante plus et je m'étonne moi-même, comment l'année passée je pouvais animer toute une société à Moscou, comment même j'ai pu soutenir une conversation enjouée ou sérieuse. Mon caractère a changé effroyablement. J'en suis moi-même étonnée. Un seul but, une seule idée absorbe toutes les autres. C'est un chagrin accablant non pour moi, mais pour ma chère Aline et Olga, dont la conduite a été affreuse. Pour la première -- poursuivie par le sort, elle a fait un coup de tête qui a détruit toutes les illusions, que je m'étais faites sur la perfection de son caractère. Hélàs, grand Dieu, à quoi tient la réputation et le sort d'une Femme!

 

   (<Среда> 20 марта <1829>

 

   Сколько месяцев пролетело, сколько радостных и горестных событий произошло за то время, что я не раскрывала этих страниц! Я ездила в Москву, вновь повидала сестру[1] и вот я снова у своего очага. Но боже, какая перемена свершилась во мне! Я больше не смеюсь, не шучу, и мне самой уже непонятно, как могла я в прошлом году оживлять целое общество, а в Москве поддерживать то игривый, то серьезный разговор. Мой характер страшно изменился. Я этому сама дивлюсь. Один единственный предмет, одна единственная мысль занимает меня. Но скорблю я не о себе, а о милой моей Алине[2] и об Ольге[3], чье поведение было невообразимо. Что же касается первой, то, влекомая роком, она допустила безрассудный поступок, разрушивший все иллюзии, которые я питала относительно совершенства ее натуры.

   Увы! Боже милосердный, от чего зависит добрая репутация и доля женская!)

   Оставя Петерб<ург>, я уверена была, что Киселев меня любит и все еще думаю, что он, как Онегин "Я верно б, кроме вас одной, Невесты не искал иной".[4] Но к щастью, не тот резон он бы мне дал, а тот, что имение его не позволяет в разстроенном его положении помышлять об супружестве, но все равно я в него не влюблена и, по щастью, ни в кого, и потому люблю просто его общество и перестала прочить его в женихи себе. И так, баста. Приезд мой в Москву и пребывание там было только приятно, потому что я видела сестру, щастливую как нельзя более: Grégoire -- ангел[5]. Таких людей найти невозможно, я все время почти жила с нею и приежжала домой ночевать, иногда выежжала по балам, но веселья мало находила, познакомилась с Баратынским[6] и восхитила его и Гурко[7] своею любезностью. Ого ого ого.

   Наконец Варинька родила дочь Ольгу, и все прошло благополучно. Мы поутру ничего не знали, они нас обманули, прислав сказать с утра, что едут обедать к Сонцову[8] (немалая скотина), но когда мы туда вечером в 5 часов приехали, то узнали что Вар<енька> родила. Маминька туда поехала, а мне от радости сделалось дурно, потом и я туда приехала и в тот же вечер видела ея -- трудно описать мою радость. Поживши с нею еще 5 недель, я простилась! Ах, как грустно! И не оглядываясь, оставили скучной город Москву. Приехавши сюда, услышала я все истории, случившиеся без меня. И вот причина моей грусти. Может быть и собственное мое состояние вмешивается во все это, и что неизвестность и пустота сердечная прибавляют многое к настоящей грусти моей, но повторю опять во всем: да будет воля ТВОЯ.

 



[1] ...ездила в Москву, вновь повидала сестру. -- 10 января 1829 г. Е. М. Оленина сообщала в одном из писем, что ждет "родин <...> Варюшки" в конце месяца. Между тем после рождения племянницы Анна Алексеевна прожила в Москве еще 5 недель. По сообщению "Санкт-Петербургских ведомостей", Петр Оленин вернулся из Москвы 27 или 28 февраля. Возможно, Анна Алексеевна и Елизавета Марковна возвратились в столицу вместе с ним; если нет -- то немногим позднее, в начале марта.

[2] ...о милой моей Алине -- Речь идет об А. П. Волконской (см. примеч. No 135)

[3] ...об Ольге -- Речь идет об О. П. Строгановой (см. примеч. No 48).

[4] "Я верно б кроме вас одной Невесты не искал иной" -- Измененная цитата из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина (IV, ХШ). В оригинале: "То верно б кроме вас одной..."

[5] Gregoir -- ангел -- Оленин Григорий Никанорович (1797--25.07.1843), сын Никанора Михайловича Оленина и Екатерины Петровны, рожденной Савельевой, двоюродный дядя и муж (с 03.02.1823) Варвары Алексеевны Олениной, с 1827 отставной капитан Гвардейского Генерального штаба. В 1830 г. вступил в статскую службу чиновником по особым поручениям Министерства финансов; в 1832 г. камергер, помощник статс-секретаря Государственного совета, с 1840 г. -- действительный статский советник. Варвара Алексеевна вспоминала: "Привлекательной наружности и свежести колорита, слишком даже хорошего для мужчины, белокурый, высокого роста, прекрасно сложенного; к тому благороднейшей и грациозной фигуры: руки прекраснейшие и сбивался лицом на покойника Императора Александра) Павловича) до такого градуса, что когда мы были в Вене, к Посланнику Татищеву адресовались с известным обыкновенным вопросом... но к великому огорчению общества, вопрос этот до него не касался..." О сходстве Г. Н. Оленина с Александром I можно судить по бюсту Г. Н. Оленина, исполненному С. И. Гальбергом в Италии в 1827 г. (ГРМ).

[6] ...познакомилась с Баратынским -- Баратынский Евгений Абрамович (19.02.1800--29.06.1844), поэт. О знакомстве А. А. Олениной с Баратынским писал Пушкину из Москвы в Петербург 23 февраля 1829 г. П. А. Вяземский: "А мы, то есть я и Баратынский, танцевали в Москве с Олениною и, кажется, у них были элегические выходки". Возможно, это знакомство состоялось 16 января, на балу у тетушки А. А. Олениной Варвары Марковны Мертваго, рожденной Полторацкой: в письме к жене из Москвы от 16.01.1829 г. П. А. Вяземский сообщал жене из Москвы о предстоящем бале у В. М. Мертваго, "которая на днях познакомилась со мною и звала, вероятно по сестре своей Олениной, приехавшей из Петербурга с дочерью."

[7] ...и Гурко -- Речь идет об одном из братьев Гурко -- Леонтии или Владимире Осиповичах. Гурко Леонтий Осипович (15.11.1783--04.05.1861), генерал-майор, в прошлом офицер Л.-гв. Семеновского полка, в 1812 капитан, командир Государевой роты; 22 апреля 1812 г. привел к присяге Петра Оленина. Его рассказы о войне 1812 г. вошли в "Собрание разных происшествий, бывших в нынешней войне с французами...", составленное А. Н. Олениным и опубликованное П. И. Бартеневым в Русском Архиве. С 1811 г. женат на Варваре Дмитриевне, рожденной Полторацкой (16.06.1793--10.06.1838), племяннице Е. М. Олениной. Гурко Владимир Осипович (1795--24.01.1852), полковник, начальник штаба 5-го корпуса; в прошлом офицер Л.-гв. Семеновского полка, член тайного Военного общества (1818); впоследствии генерал от инфантерии, начальник всех резервных и запасных войск. Женат на Татьяне Алексеевне, рожденной баронессе Корф (ок. 1794--27.2.1840)

[8] ...к Сонцову -- Сонцов Петр Иванович, муж сестры Г. Н. Оленина -- Екатерины Никаноровны. Помолвка состоялась 12 июля 1821 г. (РО РНБ, ф. 542, е. х. 874). О. Н. Оом ошибочно полагала, что речь идет о художнике Ф. Г. Солнцеве.

Дата публікації 25.05.2016 в 18:45

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: