Как и на всех турбазах нашей многонациональной страны, основную массу отдыхающих составляли девушки от пятнадцати и старше, юношей было заметно меньше, но все же и они попадались. Наша группа не была исключением. Я оказался самым младшим, в основном все ребята были старше меня, но практически все парни - доармейская молодежь. Те, кто в армии отслужил и не успел завести семью, если и ездили по таким базам, то предпочитали видимо всесоюзные маршруты в места далекие и порой экзотические, а не на местные базы, куда можно было и так в любой момент добраться на электричке или автобусом. Редко попадались на таких турбазах школьники, основу контингента составляли учащиеся техникумов и училищ. Студенты ВУЗов тоже попадались не часто, видимо они предпочитали проводить лето в ССО или подрабатывая проводниками.
После того, как наша группа провела свое собрание, устроили и общее собрание всех туристов базы, где речь зашла о дисциплине. Оказалось, что один из туристов, заехавший на базу подобно мне накануне, так обрадовался этому событию, что на радостях принял на грудь пару флаконов "Солнцедара", после чего его при помощи милиции были вынуждены на ночь сдать в медвытрезвитель. Парня нам показали, это оказался крепкий блондин-верзила лет двадцати. Он принародно покаялся, сказав, что больше так не будет, и его, пожурив, простили до следующего раза.
Мы отдохнули еще один день, вечером опять были развеселые танцы, а на третий день мы начали собираться в поход. Нам выдали штормовки, рюкзаки и то, что можно было в них положить: продукты.
Тут, как обычно, возник скандал: девочки, не желая тащить много еды, набивали свои рюкзаки запасной одеждой, а мальчики по этому поводу сильно возмущались. Я, как юниор, вообще ни в какие споры не встревал, но мотал на ус. В конце-концов весь груз разделили, упаковали и вскоре вышли на маршрут.
Я не знаю, как долго и по каким тропам мы должны были идти, помню только, что конечной целью нашего похода был берег жемчужины уральской природы озера Тургояк. Среди нас в группе оказались ушлые ребята, которые выразили мнение: чего, дескать, утруждать ноги и спины долгими пешими переходами с грузом за плечами, если до озера за полчаса можно доехать на электричке? И решение облегчить себе дорогу приняли чуть ли не единогласно Я, как новичок, только пожал плечами, ну если народ не хочет идти пешком, а хочет на электротяге, то чего же я буду упираться? Буду, как все!
Короче, мы с рюкзаками за спиной вышли из базы и резво добрались до станции Миасс, сели там на электричку и довольно скоро оказались на станции Тургояк. Там, если мне память не изменяет, мы втиснулись в какой-то автобус, маршруток тогда никаких еще и в помине не было, и добрались уже до поселка Тургояк. А вот там мы наконец увидели само озеро. Но в поселке нам ставить палатки никто бы не разрешил, поэтому мы побрели по берегу в поисках нужной нам поляны.
Оказывается, это крайне тяжело, тащиться по бездорожью с рюкзаком за плечами. Я старался держаться изо всех сил за передовым отрядом парней, и у меня вроде как получалось. До привала я выдержал. Потом кто-то из нашей уж очень предприимчивой группы сумел тормознуть проходивший мимо пустой бортовой ГАЗ-53. Водила за смешные деньги что-то вроде 3 или 5 рублей согласился подбросить нас поближе к тому месту, где мы расчитывали разбить лагерь. Мы собрали по 20 копеек с носа, погрузились вместе с рюкзаками в кузов и не более, чем через полчаса оказались в нужной нам точке. По дороге мы даже успели получить эмоции, сравнимые с катанием на Американских горках, поскольку дорога, по которой нас везли, отличалась на редкость крутыми подъемами и спусками.
Потом был еще небольшой пеший финишный рывок от дороги до берега озера, и наша доблестная группа самой первой оказалась на поляне, где обычно останавливались туристы с Ильменской турбазы. Вместо двух или трехдневного похода и недели на Тургояке, мы еще до заката первого дня оказались на озере и отдыхали на его берегах дней десять. Наша группа разбила палатки на лучших местах и заняли наиболее удобное костровище.
Спустя пару часов стали подтягиваться и другие группы таких же хитропопых туристов с нашего заезда, им просто не повезло нанять "газик". И только дня через три, появились настоящие туристы-"горники" - ребята, которые реально прошли по положенному им горному маршруту. В результате на озере собрались почти все те, кого я до этого встречал на турбазе.
Долго рассказывать про то, как мы отдыхали на озере, я не буду. Дело это, я думаю, знакомо большинству моих читателей. Ходили на легке в походы по окрестностям, сидели по вечерам у костра с гитарой, устраивали танцы, в теплые дни купались, ловили раков, тогда они еще в Тургояке водились, и плавали на лодке. Ребята крутили романы и совсем не детские, я же, будучи самым молодым и неопытным, только присматривался к взрослой жизни. Мои пионерские навыки тут абсолютно не годились, и я это понимал. Именно в то время я впервые сформулировал великий жизненный тезис: "Женщины - не цель, они - средство для достижения наших целей!", который и написал на своей казенной штормовке.
Кстати, большое количество молодежи, собранное в одном месте, а нас было не меньше шести или восьми групп, требовало поддержания дисциплины и порядка. И они поддерживались. Парни и девчонки конечно же шалили, кто-то выпивал, кто-то ссорился и дрался, но грандиозных происшествий не происходило.
Пробыв на берегу Тургояка положенное время, мы вернулись на турбазу. Там нам за наш героический отдых в палатках на берегу озера выдали значки "Турист СССР", а еще через два дня мы дружно разбежались по домам.
Причем, бегство было вполне реальное и досрочное. Просто за день до официального нашего отъезда с территории базы случился дебош. Началось все после ужина и танцев перед самым отбоем. С криками "Местные миасские фрайера туристов забижают!" в темноте по территории базы шарахались толпы подвыпивших молодых людей с кольями наперевес, девчонки визжали в корпусах, такие же подвыпившие инструкторы разгоняли кучкующихся парней. Я, поддавшись стадному инстинкту, тоже некоторое время побегал с парнями из нашей группы, в поисках места побоища. Но, видимо, по причине трезвости, так и не увидел ни местных миасских хулиганов, ни единой схватки на кольях. Всегда, по словам очевидцев, разборка происходила где-то в другом месте. В конце концов наша шобла нарвалась на группу инструкторов, нас разогнали и некоторых, в том числе и меня, заарестовали, посадив под домашний арест. С чувством исполненного долга я улегся на кровать и уснул. Проснулся я в первом часу ночи, когда привели таких же заарестованных моих соседей по палате. Они в дебоше принимали участие дольше меня, хотя тоже заявились без единой ссадины или травмы, видимо также не смогли найти тех, с кем надо драться. Наутро к нам всем обещали принять меры. Мы разборов полетов ждать не стали. Не догуляв еще один положенный нам день на турбазе мы все рассчитались с гостеприимным приютом странников и рванули на электричке до Челябинска...
В общем, туризм показался мне довольно привлекательным занятием, но я решил, что лучше ходить в походы со своей компанией друзей. И веселее и надежней.