авторів

1427
 

події

194062
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » atoom » Маэль Исаевна - 7

Маэль Исаевна - 7

07.03.1991
Москва, Московская, Россия

Из поэтов-современников ближе всех Маэли Исаевне была Анна Андреевна Ахматова. Маэль Исаевна превосходно знала ее стихи. Знала она и многое из того, что Ахматова сказала о жизни, как оценила те или иные события, тех или иных людей, - она соотносила с этим свои собственные размышления. Их взгляды совпадали. Было много общего в духовном их строе: обе они - женщины трагических судеб.

У Маэли Исаевны было твердое правило, которое переняла она у Ахматовой: "Один день - одно дело". Еще она часто говорила: "Не умею раздваиваться". И ни в чем никогда не раздваивалась: ни в работе, ни в отношениях с действительностью, - может быть, поэтому до конца своих дней и сохраняла ясный, творческий ум.

Никогда не занимала Маэль Исаевна официальных должностей, не стремилась к формальному статусу. Ни в какие игры с советскими властями не играла. Однако неформальное ее положение, ее авторитет среди коллег были огромными. Шли восьмидесятые. То было время, когда советское литературное общество вконец утеряло всякие моральные ориентиры... Но еще оставались честные, достойные литераторы. А одним из тех маяков, около которых они собирались, была Маэль Исаевна Фейнберг.

В наследии больших поэтов для нее было важно все. Она все знала. Потому, наверно, с таким беспокойством опекала Анастасию Ивановну Цветаеву, в мирских делах человека крайне беспомощного. Хорошо известно, как нещадно обкрадывали Анастасию Ивановну посетители. Конечно, пропало и все то, что хотя бы косвенным образом имело отношение к ее сестре Марине. Вот лишь один случай из множества подобных.

В архиве П.Г.Антокольского хранились письма, написанные ему Ариадной Эфрон, дочерью Марины. (С 1981 года архив находился в нашем доме.) Году в 1987-ом позвонила Анастасия Ивановна и попросила у Андрея те письма для работы. Не сумев отснять для нее копии (копировальная техника была тогда в СССР большой редкостью), он отнес ей оригиналы. "Что же он наделал?!. Почему не посоветовался?" - только и сказала Маэль Исаевна и как-то вдруг помрачнела. Когда на следующий день Андрей позвонил Анастасии Ивановне, он узнал, что письма исчезли.

Из всех, кого я знала, Маэль Исаевна была самым блистательным знатоком человеческих душ. Я думаю, даже более проницательным, чем коллеги мои, профессиональные психологи. А уж как была иронична!

На вечере, посвященном ее памяти и творчеству, в своем выступлении В.И.Глоцер [7]  рассказал, как однажды он кем-то возмутился, а Маэль Исаевна и говорит: "Что вы хотите, он же - идиот". - "Как идиот?" - "Да, самый настоящий идиот, клинический". "И вы знаете, - сказал публике Глоцер, - для меня это была такая психотерапия, такое откровение, что я общался с идиотом. Ее оценки людей, событий - это было потрясающе! Она могла одной фразой... Когда речь заходила о каком-нибудь преуспевающем человеке, литераторе, я говорил, что он во всяком случае талантлив... "Талант", - с усмешкой повторяла она и возражала мне фразой Шкловского: "Талант - это палка, привязанная поперек хвоста. С ней никуда не пролезешь". И так фразами освещала мир, людей и отношения...

Фразы, а то и двух слов, штриха Маэли Исаевне было достаточно, чтобы ухватить самую суть дела, проблемы, характера.

- А что собой представляет соседка ваша дачная, писательница Аня Масс? - как-то спросила она меня.

- Как бы это лучше описать?.. - я задумалась. - Знаете, она очень тихо ходит.

- О! Достаточно! Тихо ходит. Больше ничего не говорите. Все ясно.

- А что ясно, Маэль Исаевна?

- Тихо ходит - значит, крадется. А крадутся к добыче. Схватить, уничтожить.

Такого рода психологические упражнения стали любимым нашим занятием.

- Маэль Исаевна, а что вы думаете о коллекционерах?

- Коллекционеров не люблю. Чтобы вещь приобрести, они способны на все.

- А есть такие люди - очень острые в диалоге, быстро реагирующие. Что это значит? - не унималась я.

- Это - самолюбивые люди, - отвечала Маэль Исаевна.

- А есть такие, которые издеваются над другими, - тихо так, садистично.

- Это - слабые люди.

- Так ведь издеваются!..

- Потому и издеваются, что лучших способов справиться с жизнью не знают. Слабые. Но самое страшное - это люди с двойной моралью.

- А как их распознать?

- Они живут по принципу: "что можно мне и моему чаду, нельзя остальным".

Пришли годы, когда знанием жизни хотелось поделиться. Естественно - передать его своим детям, но Маэль Исаевна к тому времени уже была одна. А я - немногим младше ее покойного сына. Может быть, перенесла она на меня свою болезненную, неизжитую потребность научить, остеречь?.. Так или иначе, но она щедро делилась со мной. И то мое приобретение - пожалуй, самое драгоценное из всего, чем я сегодня владею.

"Аня, так вы считаете меня красивой?" - спросила она однажды, спросила неожиданно и то ли шутя, то ли серьезно, не поймешь. И как в день нашего знакомства я повторила: "Да, Маэль Исаевна, даже очень". Теперь-то понимаю: как это важно было ей, старевшей, избитой жизнью, услышать, что красива, все еще красива, и не от кого-нибудь, а от женщины, что вдвое моложе. Я тогда мало говорила ей теплых слов. Так вот никогда и не сказала, как я ее люблю. Хотя, нет, однажды... Уже была она при смерти, я позвонила из Америки, и ей мои слова передали. Она молча кивнула - одними глазами.

Я ее всегда помню. Нет, кажется, ни одного дня, чтобы я о ней не думала. Я даже своим американским студентам на лекциях по психологии о ней рассказываю. И чем дальше, тем больше она мне нужна. Я и не знала, что так бывает.

Услышав о смерти Пастернака, Анна Ахматова воскликнула: "Без Пастернака Москва - это не Москва!" А для меня Россия без Маэли Исаевны - не Россия.

 

 

[7] Владимир Иосифович Глоцер (1931 г.р.) - писатель, литературовед, исследователь поэзии оберуитов: Хармса, Введенского, а так же Олейникова; историк детской литературы. 

Дата публікації 30.11.2015 в 15:38

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: