20 тыщ лье за август
Ну, насчёт лье приврал. Но 20 тыщ полновесных советских километров за месяц намотал. На драндулетике под гордым именем "мотоцикл К-55". Целых 5.5 лошадиных сил, целых 50 км/час! Можно было выжать и 55, но он, бедняга, начинал дрожать от злости.
Поступил в ХПИ и родители спешно удрали из Чечни. Тогда ещё из села Подгородного /Шалажи/ Грозненской области.
По слухам, делегация чеченцев сумела прорваться к Джавахарлал Неру. Хрущёв около Волгограда демонстрировал Неру подлодку, которую надеялся спихнуть за рупии. Тогда всех заставляли вопить " хинди руси пихай пихай". И Хрущёву пришлось реабилитировать чеченцев.
Да Чечне не позавидуешь! Отец всех народов посчитал, что они слишком рьяно ждали немцев в 42 и в 44 вывез 950 тысяч в Среднюю Азию глубокой осенью. К весне осталось тыщ 450. За цифры, за точность приведенных фактов не ручаюсь - слухи.
Когда я учился в 9 или 10 классе в Новосельской средней школы /Ачхой-Мартан/ то возвратился хозяин дома, который мы несколько лет до того купили в Шалажах. Ясно дело, покупали не у этого хозяина, который дом построил, а у переселенца. Самую большую комнату дома мы так и не освоили - там валялся всякий хлам. Старик-чеченец там и поселился с молодой женой и годовалым сынишкой. Молодуха каждый вечер в тазике мыла старику ноги. Гигиена! Раз в неделю старик на ослике ездил в Влерик, где поселилась старшая жена.
Так что моим родителям было от чего удирать. А в Харькове так просто не пропишешься. Отец устроился шофером в УНДИМ /Украинский Научно Дослидный Институт механизации и электрификации сельского хозяйства - УНДИМЭСХ/. Здесь он шоферил ещё до войны. Сам институт уже попал в черту города, но имел стан, бригаду, хутор /не знаю, как и назвать эти несколько домиков и коровник/ за чертой города. Там мы и поселились. Через несколько лет построили окружную, и хуторок попал в черту города. Так родители получили харьковскую прописку.
Не помню почему, но в общагу ХПИ я не попал. Может, надеялся с родителями жить. Возникла идея в институт мотаться на мотоцикле. Купил в центре, рядом с магазином Мелодия. Вручную дотолкал до Соборки, а там уже рискнул завести. Так я впервые сел на мотоцикл.
Ничего - бодренько дополз до хутора. Шоферские права у меня были, но без мотоциклетной отметки. Быстренько сдал вождение в ГАИ и получил эту отметку. А мотоциклетная идея лопнула с осенними дождями. С большими мытарствами пробился в общагу ХПИ - ГИГАНТ.
Окончил первый курс, и возникла идея на мотоцикле мотнуться на Кавказ - Грозный, Махачкала. Для пробы решил мотнуться в Киев - в Институте Гражданской Авиации учился товарищ по школе.
Проба ещё та вышла. Сначала заехал к тёте Оксане в Богачку, где прошло детство до пятого класса. Тётя Оксана заменяла мать, пока родная сидела в тюряге за спекуляцию школьными тетрадками и пр. - возила из Харькова. На мотоцикле проскочил за Велыку Богачку, отыскал школу на обрыве над Пслом, где был в пионерлагере. Единственный раз в жизни и то удрал до окончания смены. А жаль, что удрал. Там я впервые увидел чистейшую речку - видны рыбки на метровой глубине. Впервые попал в настоящий лес. И там впервые начал самостоятельно читать книжки. Что бы ещё произошло, если бы не смылся с проведывавшим шофером. Или лимит чудес был уже исчерпан?
Заехал в село к однокурснику уже в Киевской области. В мою честь была затеяна рыбная ловля в местной речушке. Тоже незабываемое событие. Впервые увидел, как щуки перепрыгивают через бредень. Тогда я был поставлен в паре метров за бреднем, чтобы пугать щук. Куда там - сигали чуть ли не в лицо. Наловили пару вёдер! Вечером была громаднейшая сковородка жареной рыбы и, вероятно, стопочка самогонки.
Перед поездкой купил атлас автомобильных дорог, но в дорогу брал только отдельные выдранные листы. На таком листочке угледил озеро в Лубнах. Это те Лубны, что из поговорки: " От Киева до Лубен ......". Небольшой крюк и я купаюсь и затем обедаю под ивой.
В Киеве дофыркал до института ГВФ и начал искать одноклассника - узнал, где их общага. Пообедал ещё в столовке, выхожу, а моего дилижанса нет. У К-55 ключа зажигания нет, стоял он на пригорке перед ГВФ. Садись и с горки, разогнался - включай скорость и мотор завёлся. Какой же я оказался лопух! Не помню, как я его оставлял возле ХПИ на время лекций.
Вид у моего К-55 был ещё тот. На багажник было прикручено второе высоченное седло с торчащей полукруглой ручкой. Вероятно, эта рукоять служила мне спинкой для основного седла. На второе седло был прикреплён рюкзак со всем моим походным барахлом. И вот это чудо у меня увели, в чужом городе.
Ещё повезло, что в подарок я не оставил ещё и полевую сумку с документами. Это /документы/ и выручило. Переулок от ГВФ выходил на какой-то проспект, где я и отловил милиционера. В отделении милиции меня продержали часов до 17 - написал кучу всяких бумаг. Наконец, уже под вечер, меня посадили в коляску и поехали в сторону общаги ГВФ. Уклон от института как раз и вёл в сторону общаги.
Не доезжая общаги, в переулке и увидели мое чудо. Я так и не узнал, знала ли милиция, где он стоит или находка получилась экспромтом. В отделение возвращался на своём коне. Подписал ещё кучу бумаг, мне пригрозили штрафом, помиловали как гостя и отпустили на поруки случая. Не помню, пытался ли искать товарища в общаге, как утром собирался, или сразу начал тикать из Киева.
Уже в сумерках перебрался через Днепр и заночевал в сосновом лесочке. На память об этой ночёвку на штанах осталось приличное пятно сосновой смолы.
Этот случай научил меня не расставаться с документами. Вместо ключа стал снимать и уносить с собой проводок со свечи зажигания. В общим, крупно повезло. Похоже, студентик воспользовался возможностью прокатится до общаги. Все мои шмотки оказались целы.
Обратная дорога стёрлась из памяти - значить всё было в норме. Удачная проба окрылила, и я ринулся в следующую авантюру. Всё же рисковый был пацан!
Потихоньку почапал на Ростов на Дону. В кемпинге, похоже, ночевал только раз, где то в районе Славянска. На ночь обычно забирался в поперечную лесополосу метров за 100 от трассы, чтобы рёв машин меньше докучал. От дождя был кусок клеёнки.
После Ростова, уже в темноте, заночевал в лесополосе и всю ночь шебуршали мыши. Просыпаюсь - весь осыпан курагой /мелкие абрикосы/. Так вот какие мыши. Дармовое угощение не пошло впрок - понесло. А пошли ставропольские степи - видно километров по пять вперёд и назад. И ни кустика. Жуть в моем положении.
Приходилось дожидаться момента, когда ни одной машины на горизонте. Мотоцикл набок и бегом в кювет. А когда пошли опять кустики так и нужда в них отпала.
О! Это ведь тоже одно из величайших совпадений!
Район Грозного поразил. Такие магистрали, все дороги покрыты асфальтом. Наверное, заезжал к Малькам. Выпало из памяти. В пригороде Грозного захватил одноклассницу, и поехали в Ачхой-Мартан /Новосельск/ по местам боевой славы. Именно там мы учились в 8-10 классе. Опять поразили дороги - везде асфальт там, где в наше время, в лучшем случае, были грейдеры. Заскочили и в Шалажи. Тоже везде асфальт и множество новых домов.
Почапал в Махачкалу. В гости к тёте Дусе /сестра отца/. Муж её работал механиком на аэродроме ДОСАФ и подарил мне великолепную полётную карту северного Кавказа.
Искупавшись в Каспийском, повернул назад, чтобы покупаться в Чёрном. Во Владикавказе сошёл с проторённой тропы и полез в горы по военно-грузинской дороге.
Поразили галереи в скалах. Уже в сумерках дочихал до перевала. Невдалеке стадо овец и две собачищи проявили нездоровое любопытство. Трусят себе рядом. А я не могу оторваться - на высокогорье мотор потерял мощность и драндулет еле плетётся. И холодина страшная. Уже в полной темноте пошёл спуск вниз. Оно бы ехать побыстрей - ан нет, фара слабенькая, дорога горная. Одна радость - теплынь, как в парное молоко окунулся.
Когда пошли деревья, начал искать место для ночлега. Дудки - ровного места не найти в темноте. Спал на склоне градусов 15. Поехал, а тут пошли медведи по кустам. Шутю. Лазил в кювете всего один небольшой. Я с перепугу по газам, благо, что дорога под уклон. Метров через сто небольшой поворот, удрал довольно далеко, дорога вниз, разобрало любопытство. Остановился и, не выключая мотора и не слезая с мотоцикла, стал наблюдать. Минут через 10 сверху едет туристический автобус без окон, только тент. Останавливается около мишки и туристы начинают кидать мишке гостинцы. Тут из кустов вылазит и хозяин-грузин. Так что напрасно я начал считать, что по Грузии толпами бродят дикие медведи.
Поставил галочку, что побывал в Тбилиси. В памяти остался монастырь на скале над рекой. Толи крепость, толи собор. Уже смутно помнится. Проспект вдоль Куры.
От Тбилиси повернул к очень чёрному морю. В Гори объехал вокруг помпезного здания, построенного над курятником Джугашвили. Попытался пообедать в придорожной столовке. Пытался выбрать что - либо не очень жгучее. Выбрал какую-то утку, но всё равно: только попробовал немного, а жгло во рту целый день.
Про сходную ситуацию читал в книжке. Американцы /муж-жена/ затеяли проехать от Аляски до Огненной земли на джипе - амфибии. Чили. Ресторан. Что ни закажут - есть не могут, так все наперчённое. Думали, думали - заказали варёные яйца. Ждут час, скандалят. Приходит хозяин, извиняется: повар никак не может изловчиться, чтобы в яйца засунуть перец!
Поперек дороги Гори-Самтредиа расположены небольшие горы. Что за чертовщина - дороги фактически нет, везде разрыта, глыбы. Только, ведя за рога мое чудо, можно пробраться. Тут только вспомнил, что ещё на равнине нырнул под шлагбаум. В чистом поле над примитивным грейдером жердь на двух столбиках и следы объезжающих автомашин. Мне и объезжать не пришлось, лишь слегка пригнулся. Попал на реконструируемую дорогу.
Уже в темноте около Самтредиа заночевал в лесополосе. Просыпаюсь от страшного рёва. Над головой проносится пара истребителей. Оказывается, заночевал на границе аэродрома. Разбудили часа в четыре утра, а может быть и раньше. Так начался самый длинный день этого путешествия. Сопровождался он самой длинной деревней уже в моей жизни. Эта деревня тянется от Самтредиа до Сухуми. На всём этом пути нет ни одного просвета между поселениями!
В Сухуми погостил 2-3 дня у соседа по комнате в Гиганте. Запомнилось только, как я лихо плавал ночью по Сухумской бухте. С южного выступа почти до северного и обратно. Примерно 2 км тудой и столько же обратно. По молодости не учёл, что я несколько дней занимал койко-место. Сосед передавал потом фе своего отца, что я не поблагодарил за гостеприимство.
Помнится очень эффектный тёщин язык. Море придорожной ежевики. Наежевичился до примерно 1985 года, пока не завёл ежевику на собственном садистком участке. А тогда пару дней ходил в индейской боевой раскраске - полез рвать в майке и был лихо расцарапан.
Поехал за курортной экзотикой на озеро Рица. А там дорога всё время в гору, и в гору. Обогнал цепочку рюкзаконосителей. Потом они меня - растянулась цепь и начала проскальзывать на звёздочке. Натянул до упора. Пара ехидных замечаний. Молча обогнал второй раз. Опять цепь начала проскальзывать - очень уж сильно растянулась за время кругосветнего путешествия. Пришлось выбивать звено. Пешеходная цепь опять обгоняет - ехидные смешки, радостные шутки. Обгоняю третий раз. Но недолго музыка играла. Одного звена оказалось мало, всё равно проскальзывает. Принялся выбивать сразу пару звеньев. Гомерический хохот обгоняющих уже в третий раз. Но и я похихикал, обгоняя в третий раз. Мокрые от пота, обмахиваются, кто, чем может, а мне хоть и слабый, а ветерок в лицо. Механизация и электохфикация!
Рица - это конечно вещ, / а надо ли за щ ставить мягкий знак? Как то слаб в грамматике. В школьных табелях среди пятёрок и четвёрок была единственная двойка за первую четверть шестого класса. Это когда поменял Богачку на Шалажи. Знакомые галдят, что редактор может следить за правописанием. Но - или я ещё не умею его склонить заняться столь благородным делом, или мне достался ущербная версия. Слегка догадываюсь, что мой суржик тоже слегка отличается от языка русского. Но, надеюсь, не настолько, чтобы убежал смысл моего лепета/.
Около Новороссийска второй раз попал на перепланировку шоссе. До Краснодара не стал ехать - свернул на паромную переправу через Керченский пролив. /Кругосветка так кругосветка/. До переправы пришлось добираться по песчаной пустыне. Дороги как таковой нет - только глубокие следы от машин. Всё это месиво шириной километра три. Так что перед тем как поплавать по воде вдоволь поплавал по песку.
На пароме оказался рядом с белой шкодой. Год примерно 1962-4=58, тогда Шкода - редкость большущая. От Керчи до Ялты в третий раз попал на реконструкцию дороги.
Повторилась шутка с туристами на дороге до Рицы. Но тут я уже был не быстрым зайцем, а медленной черепахой. Дорога сносная - обгоняет Шкода, хреновая - я на коне на своём драндулете. После третей рокировки появился спортивный азарт - кто быстрее добежит до Ялты. Кто - как то забылось. Запомнилось, что когда на другой день пересеклись в Ялте, то встретились как близкие родственники.
Немного назад. После Керчи заночевал в стогу соломы. Мотоцикл прислонил на противоположной от дороги стороне, присыпал соломой, сам зарылся. Мягко, тепло, уютно.
Просыпаюсь от истошного рёва, продираю глаз - надо мною рогатая рожа истошно мычит. Корова из стада или меня испугалась, или просто так решила поголосить. Это потом я смеялся, а в первые минуты было не до смеха, пока я совсем не проснулся и не понял, что к чему. Зато потом была вкусная компенсация. Пастухи подивились моему номеру на мотоцикле - ЧП-..... Конечно, удивлялись не только они, на всей кругосветке этот номер вызывал любопытство. Пастухам на расспросы бегло описал проторённый путь и за геройство был награждён парным молоком из бидончика. Кружка имелась своя.
Да! Пропустил ещё одно подобное происшествие. Как я ночевал на границе, которая на замке! Уже не помню точно, где это было. Где то на отрезке от Сухуми до Туапсе. От шоссе к морю овраг с полкилометра. Ущелье. Начало темнеть. Спустился к морю, которое Чёрное. Обрыв, полоска галечника метров семь, море. Мотоцикл к скале, ужин всухомятку /или костёр разводил?/, постель на галечник /мелкий/. Просыпаюсь от пинка ноги, свет фонаря в лицо и дуло автомата тоже в лицо! Наряд пограничников! Что ты, мол, разлёгся на границе, которая на замке?
Добро, что у меня с собой была куча документов. Особенно помог профсоюзный билет. Почему то пограничники посчитали, что у шпиёна его быть не могло, выматюкали и просто прогнали с госграницы. Отвёл драндулет в ущелье метров за сто, за кустик, чтобы заграница меня не видела и дохрапел до утра. До границы храп не долетал. Утром пришлось на границе собирать половину своих вещей. Это потом, на четвёртом курсе, наловчился на границу поплёвывать со скалы около Джанхота.
После Ялты был Севастополь. В то время это был закрытый город. Так просто, сел и поехал, тогда было низзя. Всё это я узнал потом, а тогда сел и въехал. На мотоцикле, по какой то грунтовке. Напрямик. Это вышло мне немного боком. Но совсем по другой причине. На площади поставил мотоцикл рядом с машинами и пошёл смотреть памятник погибшим кораблям. Прихожу - милиция всех штрафует. В зарослях дерева был знак "стоянка запрещена". Эдакие доходные кусты ГАИшников. Отделался первой дыркой в талоне к правам. Даже не дыркой, а имитацией дырки. За отсутствием у ГАИшников компостера мне поставили чернильную кляксу. По молодости лет или из-за дефицита наличности намёк на "договоримся" я не понял.
Насчёт наличности. Крым около Джанкоя /не путать с Джанхотом!/ покидал с тремя рублями в кармане. Наверное, нервничал. Иначе как объяснить три попытки подряд заклеить камеру. Заклею, смонтирую - шипит. Когда монтирую, то монтировочкой очередной раз защемляю и пробиваю камеру. Благо, не стал химичить в четвёртый раз, а улёгся спать. Рано утром, на свежую голову, всё получилось с первого раза. А те три рубля вечером привёз домой! Даже на лекции в ХПИ не опоздал.
Такие были у меня 20 тыщ лье за август. Брр!
15.1.12 Закорючка.
2.3.12 Чистил текст.