Переехали в Соболево в 1890 или в 1891 г. Я переезда не помню. Мне только рассказывали, что я боялся ехать на подводе, а меня нес на руках Фэликс.
Фэликс, Габриэль и Кляра поехали с нами, а Антон Яцына остался в Весницке. Там сократили количество батраков, так как Людвик и Никодэм могли уже работать в поле. Кроме того взяли запашников. Запашники это тоже батраки, но на других условиях. Запашник приходил на работу со всей семьей. Землевладелец давал ему квартиру, помещения для скота, землю и семена. Запашник имел свою лошадь, соху, борону, телеги и прочий инвентарь. Держал своих коров, овец, свиней, птиц, не помню в ограниченном или в неограниченном количестве. Во всяком случае, каждый запашник имел не менее 2-х коров, штук 5 овец, 2-3 свиньи и т. д.
Запашник обрабатывал выделенный ему участок земли, собирал урожай и привозил его в амбар. Семена возвращал хозяину натурой, а из урожая давал половину. Половину и скошенного им сена.
На хорошей земле землевладелец выговаривал себе еще "акцептию", то есть повинность: сверх своего участка запашник обрабатывал исключительно для землевладельца десятину-другую земли, садили и собирали бочку-другую (около 5 пудов) картофеля. Его женщины должны были помогать хозяевам полоть огороды, доить коров. Одним словом остатки крепостных повинностей.
"Акцепциями" и регулировались разная урожайность земли, состояние квартир.
Запашниками большей частью были безземельные шляхтичи, которые при освобождении крепостных земельных наделов не получили.
Многосемейные запашники очень бедствовали. Особенно плохо было с жильем. Обычно на семью давалась одна комната, а то и 2 семьи на комнату.
У кого было много сыновей, когда сыновья подрастали такие семьи жили богато.
Яцына взял замуж Кляру и сделался запашником.
Фэликс служил лет 10 батраком, скопил 100 рублей. Купил себе коня и инвентарь, женился и стал запашником. Его жена Михалина родила 12 сыновей. В детстве они очень бедствовали. А когда сыны выросли, к началу гражданской войны, это была крепкая богатая семья кулацкого типа. О них подробнее скажу дальше.
Я начинаю себя помнить примерно с 1889 или 1890 года, когда мы переехали в Соболево.