* * *
2.ДОРОГИ
Начну с того, что меня просто ошарашило в первые же мгновения пребывания на германской земле - с дорог и, в первую очередь, с магистральных автобанов.
Ни до, ни после (включая Израиль) я таких дорог больше не видел нигде и никогда. Меня вряд ли можно заподозрить в какой-либо симпатии к Гитлеру, но, как говорят, слова из песни не выкинешь. Эти дороги построил именно Гитлер. Ликвидируя безработицу, он всем безработным дал работу, а стране оставил такие автомагистрали, что прошло вот уже более семидесяти лет с момента их постройки, а они, как мне рассказывали наши, побывавшие в Германии туристы, находятся в идеальном состоянии. Эти дороги совершенно прямые, словно проложены по линейке, и просто удивительно, что они нигде не проходят по населенным пунктам. Ни подъёмов, ни спусков, ни встречного, ни поперечного движения нет вообще. Встречные полосы, по три ряда в каждой, отделены друг от друга узкой (метра два) разделительной полосой, а все поперечное движение идет только через виадуки, с которых сделаны глубоко виражированные съезды. Дороги идеально гладки - машина идет по ним так, словно скользит по стеклу, не асфальтированы, а покрыты слоем цементного раствора, как взлетно-посадочные полосы аэродромов, которыми они фактически и являются. Их так и строили на случай войны, пригодными для приземления даже тяжелых бомбардировщиков.
Когда такой автобан приближался к какому-либо большому городу, он плавно, с виражем его обходил. Виражи были рассчитаны так, что если идешь с разрешенной скоростью точно 60 миль в час, то можешь не прикасаться к рулю - дорога сама тебя повернет ровно на столько, на сколько это надо. Спрашивается в вопросе - ну как после этого было не "чокнуться"?
Теперь о "проселках", то есть о дорогах между мелкими населенными пунктами (язык не поворачивается назвать эти поселения "деревнями"). Не знаю, как там сейчас, но тогда "грунтовых" дорог в Германии (во всяком случае, в Саксонии) я не видел вообще. Все поселки и небольшие городишки (не берусь провести между ними различия) были связаны хорошими асфальтированными дорогами, всегда находившимися в исправном состоянии. Ни колдобин, ни заплат, ни выбоин, словно их только вчера проложили. И идеальная чистота - никакой глины с полей и никакой земли с обочин. Вдоль всех дорог с обеих их сторон в строгом порядке, через шесть метров друг от друга, были высажены яблони одного и того же очень "лежкого" сорта. Все яблони всегда были подбелены, прикорневые круги расчищены, а кроны опрысканы инсектицидами. И никто никогда не срывал с них плоды, даже мальчишки. Все дело было в том, что и дороги, и посадки принадлежали одному и тому же концерну и были платными. Но плата за использование дорог взималась не деньгами, а тем, что все жители поселков строго по разнарядкам бургомистров участвовали в уходе за этими яблонями и, собрав урожай, сдавали его хозяевам дороги. Все это было очень четко и педантично организовано и все были довольны. Что делал с урожаем этот "яблочно-дорожный" концерн я не знаю, но то, что он его не гноил, можно было дать гарантию. Говорили, что из этих яблок делали джемы, сухофрукты, яблочный сидр, спирт и шнапс. Вполне возможно. С тех пор прошло шестьдесят лет, но разве можно себе представить нечто подобное не то, что в России, но даже в Израиле? Именно поэтому я и считал необходимым в первую очередь столь подробно остановиться именно на германских дорогах. И не только потому, что это было потрясающе интересно, но и потому, что это был наглядный пример того, насколько уже тогда Россия, да и не только Россия, отставали от Германии. К сожалению дороги, эта - одна из известных "двух бед России", мало в чем изменилась за последние шестьдесят лет, а вторая ее "беда" (дураки) не только не исчезла но, как показывает жизнь, существенно укрепилась.