Несомненно, что и ранее катедр-социалистов историческая школа имела своих представителей в Германии. Наиболее выдающимся из них считался Рошер. Но он пользовался данными истории только для иллюстраций, выведенных дедуктивным путем экономических теорем. Катедр-социалистам мы обязаны в большей степени, чем кому-либо другому, за исключением разве Маркса, установлением того общего взгляда, что каждая эпоха в хозяйственной жизни нации строит свою систему производства, распределения и обращения богатств в связи и в полном соответствии с характером своих общественных институтов, в свою очередь столько же обусловливаемых, сколько и обуславливающих собою то, что называют термином "народной психологии". Охотничий образ жизни, при слабом развитии скотоводства и земледелия, еще не выходящего из сферы переложного хозяйства, предполагает отсутствие обменов, а потому и необходимости запасов этого эмбриона-капитала. Он мирится с отсутствием или, по меньшей мере, с слабым развитием частной собственности на землю. При нем не существует резкого противоположения бедности и богатства. Феодальный строй с его поместной системой и зависимой сельской общиной уже строит производство, обмен и распределение богатств на иных началах, заставляя крестьянина оплачивать своим трудом выгоды, получаемые от хозяйственного пользования своими наделами и общинными угодьями. Обособление собственника и пользователей сопровождается противоположением земельного капиталиста, отправляющего на рынок часть своих урожаев, и простого потребителя производимых его трудом ценностей — крестьянина-общинника.
Городское хозяйство с его цеховым устройством является уже начальным типом денежного с обменом, ограниченным нередко районом города и его ближайшей округи, благодаря запрету вывозить припасы и, прежде всего хлеб иначе, как в города и поместья, состоящие в мире и союзе с данным городом. В городе еще нет или только начинается противоположение капиталиста, обыкновенно в форме ростовщика, с самостоятельным торговцем и ремесленником, передающим свою профессию определенному числу воспитанных в цехе учеников, и, наконец, пролетарию, живущему одним заработком и стоящему вне всякой цеховой организации.
Государство-нация при широком господстве запретительной и протекционной системы непосредственно примыкает к типу городского хозяйства и только по мере перехода к системе более свободных обменов, в свою очередь вызываемой ростом его промышленности и земледелия, создает условия, благоприятные развитию капитализма. Политическая экономия в том изложении, какое она нашла в сочинениях экономистов-классиков, есть теория одного капиталистического хозяйства, теория, притом односторонняя, т.к. имеет в виду одно размножение богатств, а не более или менее равномерное распределение их в массе населения. Для достижений этой последней цели полезно в новом виде воскресить ту корпоративную организацию труда, которая сложилась еще в эпоху городского хозяйства, и задаться, подобно государствам эпохи протекционизма, мыслью об организации труда, средством к чему является рабочее законодательство, защита слабых против сильных, простых исполнителей заказов по отношению к предпринимателям и капиталистам.
Эти различные эпохи в росте экономической жизни отмечены были задолго до появления книги Бюхера, например, у Гильдебрандта. Но тогда как у последнего установлены лишь главные вехи на всем пути развития производства и обмена признанием смены натурального хозяйства сперва денежным, а потом кредитным, катедр-социалистам, пошедшим по их следам историко-экономической жизни, удалось выяснить, что скрывается под метафизическим понятием натурального, т.е. в действительности самодовлеющего хозяйства, — хозяйства, производящего ценности для собственного употребления. Ими указаны различные фазисы этого хозяйства, начиная от первобытных промыслов и оканчивая господством не бродячего, как ранее, а оседлого земледелия и скотоводства, призванного доставлять питательные продукты и материал для обрабатывающей промышленности. Тем же катедр-социалистам мы обязаны выяснением и тех отличий, какие представляет денежное хозяйство от капиталистического, построенного на кредите и стремящегося сделаться мировым. Своей задачи катедр-социалисты не могли бы достигнуть без того содействия, какое доставила им предварительная или одновременная работа историков права. Маурер и Отто Горке познакомили нас и с строем средневекового поместья, и с бытом сельской общины, и с организацией города, гильдии и цеха на различных ступенях их исторического развития. Работа некоторых из катедр-социалистов, в том числе уже упомянутого мною Эдвина Нассе, непосредственно примкнула к изысканиям Маурера, указывая на наличность и в Англии поместной общины в средние века и постепенное ее разложение, начиная с XVI века, благодаря округлению поместий и в особенности с эпохи систематического упразднения порядков "открытого поля", или так называемых "огораживаний".