23.
Калуга, ул. 1905 года. Д.№ 61, кв.1
Вадиму Прохоркину
П/о Ям, Подольского р-на, Московской обл.
Шк. Имени В.И.Ленина.
В.Берестов
15 окт.1945 г. Вадим!
Ты, брат, не серчай, что писем нет: время такое. Я и в Москве, можно сказать, не был со дня твоего отъезда. Ездил только по делам, возил всякие пальто, ботинки, галоши со склада в интернат. Убирали картошку и все другие овощи. И сейчас еще работы на целую неделю: капуста, свёкла, лежащая под снегом на огороде и т.д. Недавно болел и потому выспался. Смогу нормально заниматься, о чем давно мечтал. Сознание того, что настоящая, серьезная университетская работа не за горами заставляет читать, читать и читать. Сколько нужно знать! Сколько нужно прочесть! Берега нетронутые. И читать так, чтобы даром не пропало, чтобы всё оставляло в памяти ощутимый след. Решил, что сейчас надо читать вширь и немножко вглубь, т.е. читать по разным вопросам, узнавать новое, но с каждой книгой увеличивать все другие знания. С сегодняшнего дня занимаюсь систематически стараясь не пропустить в пустую ни часа.
Сейчас в Москве открылся мавзолей Ленина. Длинная вереница людей, в любую погоду двигающаяся по площади, придают ей еще большую строгость и красоту. Кремль стал белым, а на куполах открыли позолоту. Многие дома приводят в порядок. Москва всё хорошеет.
У Рины Зеленой я не бывал с тех пор, как ты уехал. Тебе повезло, Вадим. Ты увидел настоящего, замечательного, талантливого человека. Она любит повторять слова Толстого: «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным». Но я думаю, что ты до сих пор не забыл её, и будешь помнить такой, какой она есть.
Говоря о добром деле, нельзя не вспомнить Чемоданова.
Давно ли он над нами возвышался!
Где он теперь? От памяти его
Один лишь веник горестный остался,
В журнале – кол, и больше ничего.
После твоего отъезда он несколько раз посетил десятый класс. Сидел он на задней парте, голову свою школьной премудростью не затруднял, и, главным образом, глядел в спину впереди сидящей девицы. Когда он пришел к выводу, что у неё мужицкая спина, делать ему в классе было нечего, и он исчез. Перед исчезновением он преподнес классу веник. Девочка, с которой я познакомил тебя на крыльце, и которую зовут Люся, теперь наш классный организатор и, кроме того, интернатский староста. Она передает тебе привет. Мишка Шишов, кот. шел с нами к дому Ленина, - в Ленинграде. Вадим № 2, настолько забавен, что о нем стоит написать целое письмо. Он тоже тебя приветствует.
Привет маме, бабушке, Виталику, Эллочке, Анатолию, всем Валентинам, Фатычу.
Жму и т.д. Твой В.Берестов.
***
Чемоданов Слава, Люся, Миша Шишов, Вадим № 2 – интернатовские товарищи Вали, с которыми он познакомил меня в Ленинских горках.