Глава 5-я. Стажёры
В транспортном цеху комбината работали шесть подростков
«СТАЖЁРОВ». Трое были закреплены за автомашинами, а вторая троица работала в ремонтной мастерской со специалистами пенсионерами. Автомашины часто ломались и требовали ремонта. Закреплённые за автомашиной водители принимали участие в ремонте своих машин. Зато, когда кто-то из них болел, его заменял «Стажёр» из мастерской.
Наступил июнь 1944 года. Закончились занятия в школе, Первый класс остался позади. И вот наконец-то каникулы.
С фронта приходили хорошие вести. Красная Армия громила фашистов на всех фронтах. Большая часть территории нашей страны уже была освобождена. Все ждали скорой Победы. В первом классе я подружился с татарским мальчиком Али. Его отец, инвалид, работал в одном из цехов комбината. Семья у Али была большая: Дедушка, бабушка, папа, мама и пятеро детей. У Али. было ещё два брата: Старший – Рашит, ему было 14 лет и он перешёл в выпускной 7-й класс. Младшему брату Фатиху весной исполнилось только 7 лет. Он только ещё собирался поступать в школу. Две сестры Али уже учились в школе. Старшей Фатиме исполнилось уже 12 лет и она перешла в 5-й класс. Вторая сестра Роза закончила второй класс. В августе ей должно исполниться 10 лет. Семья Али жила в своём доме в частном посёлке недалеко от комбината. Я часто бывал в гостях у своего товарища. Мы вместе играли. В дни занятий делали вместе уроки. Родители Али поддерживали нашу дружбу.
В один из июньских, тёплых вечеров старший брат Али – Рашит, предложил поехать завтра лесовозом на Белое Озеро. Он узнал расписание отправляющихся автомашин за лесом и время, когда последняя автомашина должна возвращаться на комбинат. Мы договорились утром встретиться в автопарке.
Утром, к назначенному времени был на месте. Но Али с братьями и сёстрами меня опередили. Двух девочек и младшего Фатиха водитель, его звали Виктор, посадил в кабину, а я с Али и Рашитом заняли место в кузове.
Мы прекрасно провели время в лесу у озера. Купались, собрали по баночке земляники. К 19-00 пришли к месту лесоповала. Лесовоз только загрузили брёвнами. Девчонок и Фатиха стажёр взял в кабину, а мы заняли свои места в кузове впереди брёвен. На неровностях дороги брёвна скрипели и двигались. На подъёме двигатель лесовоза натужено урчал, и еле-еле двигал гружёный автомобиль. Было, как-то не посебе. Но вот, наконец, все препятствия преодолены и через несколько минут лесовоз заехал на территорию комбината к участку лесопилки. Там лесовозы разгружались. Прощаясь с Виктором, договорились на следующий день снова поехать с ним на Белое озеро.
На следующий день, придя утром в гараж, увидел там только Рашита и Али. Рашит сказал, что младшего брата и сестёр оставили дома и сегодня поедем втроём. Мы все поместились в кабине лесовоза и поехали.
Отъехав на пару километров за село, водитель Виктор, вдруг, спросил:
- Рашит, семечки взял?
- А как же, - ответил.
Виктор остановил машину и поменялся местами с Рашитом, который насыпал, целую горсть жареных семечек водителю. Рашит включил 1-ю скорость, и мы поехали. Я во все глаза смотрел за действиями Рашита. Смотрел, как он делает двойной выжим сцепления при включении более высокой передачи. Как делает двойной выжим сцепления с перегазовкой, при переходе на пониженную передачу. Смотрел и представлял себя за рулём автомашины.
Так мы ехали почти до леса. За рулём был Рашит, Виктор щёлкал семечки, я внимательно следил за действиями Рашита. Перед въездом в лес Рашит остановил машину, и они поменялись местами с Виктором.
День прошёл замечательно. Мы, вначале, прочесали земляничные поляны. Собрали по баночке ягод, а затем купались и загорали. Вернулись в село с последним лесовозом.
Через пару дней ко мне прибежал Али и спросил:
- Сашка, Рашит договорился завтра поехать на Белое озеро. Поедешь с нами?
- Конечно, поеду, - ответил.
- Семечек возьми, - предупредил Али.
Дома подсолнечных семечек у нас уже не было. Зато, были тыквенные. Днём нажарил три стакана семечек тыквы и насыпал их в полотняный мешочек.
На следующее утро уже был в автопарке. Али и Рашит меня уже ждали. Мы снова поехали с Виктором. Выехав за село, Виктор остановил машину и спросил:
- Семечки есть?
Я передал ему мешочек с семечками. Он заглянул внутрь и удивлённо произнёс:
- О, тыквенные! – затем спросил меня:
- Сашёк, хочешь за руль? - От неожиданности потерял дар речи и только закивал головой.
Виктор освободил мне место, а сам сел рядом. Я дрожащими руками вцепился за руль и сидел, словно в оцепенении. Затем, он стал подсказывать, что мне необходимо делать. Я выжал сцепление, включил первую скорость, нажал на педаль газа и плавно отпустил сцепление. Машина поехала. От восторга сердце готово было выскочить у меня из груди. Включил вторую скорость, третью, четвёртую: Я ехал! А Виктор сидел рядом и напоминал, что я должен делать:
- Парень, не волнуйся, держи руль прямо. Держи свободно. Чего вцепился?
Проехав около километра, Виктор мне сказал:
- Останавливай!
Остановив машину, освободил место водителя. За руль сел Рашит, а Виктор спросил:
- Ну что, понравилось?
-Угу! - только и смог выдавить из себя.
Весь июнь и июль два-три раза в неделю мы этой же компанией ездили на Белое озеро. Два-три раза ещё мне удавалось оказаться за рулём лесовоза.
Однажды, в начале августа, мы поехали на Белое озеро. На этот раз Рашит взял с собой сестёр и младшего брата. Взял он с собой и удочки. Было интересно стоять с ним рядом, по пояс в воде, и видеть, как он наживку осторожно подводит к окуньку. Рыбка стоит и будто нюхает наживку. Затем, хватает её, Рашит подсекает. И… вот! Рыбка трепещется в воздухе. Прозрачная вода озера позволяла наблюдать весь процесс ловли. В тот день мы увлеклись и опоздали к последнему лесовозу. Пришлось идти пешком. Рашит взял младшего брата на руки и всю дорогу рассказывал нам забавные истории. 15 километров до села, мы прошли незаметно. Я не успел даже устать. В августе появилась работа на огороде и поездки на Белое озеро стали реже. Так, благодаря мальчишкам стажёрам, летом 1944 года мне впервые посчастливилось оказаться за рулём автомашины. Чувства, которые тогда испытывал, остались в памяти на всю жизнь.
Летом 1945 года у большинства сельских мальчишек наступили более важные заботы. В мае окончилась война с Германией, и мы целыми днями проводили на железнодорожной станции, встречая пролетающие мимо товарные поезда с боевой техникой и теплушками с солдатами. Поезда шли на Восток. Иногда поезд останавливался на одну-две минуты и на перроне оставался фронтовик. Какое счастье испытывали мальчишки, когда в сошедшем с поезда фронтовике узнавали своего отца или родного дядю.
Этим летом комбинат получил два новеньких бензиновых ЗИС-5. Водителями на этих машинах стали работать взрослые мужчины водители-фронтовики, демобилизованные из армии. Постепенно, на газогенераторных лесовозах так же заменили стажёров на вернувшихся фронтовиков.