* * *
Начав педагогическую работу еще в первые годы по выходе из академии, я возымел к ней особую любовь как к искусству, которое в умелых руках создает хороших членов общества. После больших переживаний империалистической и гражданской войн я на этом поприще почувствовал спокойную удовлетворенность своей деятельностью.
Московский военный округ был в то время основным средоточием военно-учебных заведений разных типов и специальностей.
Какое громадное поприще для самой широкой и разнообразной научной и педагогической деятельности представляла сеть военно-учебных заведений Московского военного округа, дает понятие даже простой перечень этих заведений:
1. Тактическо-стрелковые курсы имени III Коминтерна («Выстрел»).
2. Курсы командного состава артиллерии особого назначения.
3. Военно-химические курсы.
4. Высшая военно-педагогическая школа.
5. Повторные курсы командного состава радиочастей.
6. Объединенная военная школа имени ВЦИК Советов.
7. Объединенная военная школа Коминтерна («Красных коммунаров»).
8. Московская пехотная школа имени Ашенбреннера.
9. Московская артиллерийская школа.
10. Московская военно-инженерная школа имени III Коминтерна.
11. Высшая школа связи.
12. Окружная военно-политическая школа.
13. Нижегородская пехотная школа имени И. В. Сталина.
14. Иваново-Вознесенская пехотная школа имени М. В. Фрунзе.
15. Рязанская пехотная школа.
16. Тверская интернациональная кавалерийская школа.
17. Тульская оружейно-техническая школа.
Каждое из этих учебных заведений по своей специальности представляло огромное поле деятельности, полное самого захватывающего, притом своего особого, специфического интереса.
Мои посещения вместе с комиссаром тов. Воробьевым каждой из этих школ представляли чрезвычайно напряженную, до предела уплотненную и вместе с тем увлекательную работу.
По выработанной программе мы знакомились с личным составом школы, присутствовали в течение двух — трех дней на утренних зарядках и осмотрах, на уроках, на строевых и политических занятиях, при самостоятельной учебной работе курсантов; питались вместе с ними по их ежедневной раскладке. При посещении школ вне Москвы связывались также с местными партийными и советскими учреждениями, знакомились с их мнением о данной школе. Комиссар проводил партийные собрания, вместе с ним мы назначали общее собрание школы, на котором делали доклад о всем виденном нами и слышанном. На общее собрание всегда приглашали представителей от местных партийных организаций, а в лагерный период — от строевого командования и от соседних войсковых частей.
О каждом посещении школы мы представляли доклад командующему войсками округа или его заместителю, у которых таким образом собирался обширный материал о состоянии военно-учебных заведений.