Как я выносила с завода «колбасу»
В течение пятнадцати лет я сотрудничала с одним из заводов нашей отрасли в Балашихе. Попортила себе немало крови, внедряя результаты своих научных разработок, имела и успехи, даже получила значок «Изобретатель СССР» (над чем весело смеялся мой сын) и двести рублей премиальных за внедрение.
Рабочий режим на заводе был еще жестче, чем в НИИ, и так же сотрудники, когда это было необходимо для дела, умели обходить все препятствия.
Помню, один раз приехали мы с Ниной Ивановной на завод для того, чтобы забрать две алюминиевые цилиндрические заготовки диаметром десять и длиной тридцать сантиметров. Эти заготовки были нужны нам для научных экспериментов, в которых заводские технологи были очень заинтересованы. А сами эксперименты дожны были проводиться в Кемерово, и отправить заготовки нужно было в этот же день. На беду начальника отдела режима на месте не оказалось, а только он имел право завизировать бумагу о выносе металла с территории завода. Что делать? Как пронести эти две заготовки мимо военизированной охраны?
Выход нашелся. Нам рассказали, что в заводскую столовую завезли батоны докторской колбасы. Это был дефицит, и все сотрудники по очереди бегали в столовую, чтобы отовариться этой колбасой. Мы тоже побежали в столовую и увидели, что размеры колбасных батонов такие же, как и у наших заготовок. Тогда мы попросили у буфетчицы два листа оберточной бумаги, в туалете завернули в эти листы алюминиевые заготовки, положили их в целлофановые пакеты и со страхом пошли к проходной на выход с завода.
По дороге Нина Ивановна заметила, что мне тяжело нести свой пакет с «порцией колбасы». Я вообще-то физически человек слабый, а заготовка весила немного больше пяти килограмм, поэтому мой «батон» меня малость перекосил вправо и вниз. Нина Ивановна оказалась посильнее. Она часто носила хозяйственные сумки и не с таким весом. Критически оглядев мою фигуру, она изрекла: «Елена Соломоновна! Вы сделайте вид, что вам не тяжело, не сгибайтесь так!» Я сразу вспонила анекдот о том, как пьяный, притворившись трезвым, попробовал войти в метро, и, несмотря на страх, что нас сейчас могут задержать на проходной, я засмеялась.
Нам повезло. Девушка-вахтер, проверив наши пропуска, поглядела на целлофановые пакеты и с огорчением заметила, что всю колбасу раскупят, пока ее сменят. Вот даже командированные тащат батоны.
Сегодня, когда я вспоминаю этот случай, мне смешно. Тогда же было очень страшно и обидно: ведь мы выносили алюминий, чтобы провести эксперимент, так нужный заводу, а не для собственного благополучия. Замечу в скобках: мне как-то рассказали, что один начальник смог вынести столько титана, что покрыл им крышу на свой даче, чем уравнял ее стоимость со стоимостью самолета.