Как я участвовала в шахматном турнире на первенство института
Когда я пришла работать в авиацинный институт, мне было 28 лет, и я имела двух маленьких ребятишек. На целый день дети оставались дома с моей мамой-пенсионеркой. Естественно, в конце рабочего дня я устремлялась домой. Дорога до дома была неблизкой, занимала больше часа, и непростой: переполненные автобусы и метро с двумя пересадками, а мне так хотелось поскорее добраться до своих малышей. Поэтому в те годы я не могла заниматься так называемой общественной работой, какой бы интересной она ни была. Все в лаборатории это знали и с поручениями ко мне не приставали.
Но вот как-то раз подходит ко мне один наш сотрудник и спрашивает: «Лена, ты умеешь играть в шахматы?»
«Не то, чтобы умею, – отвечаю я, – но как фигуры ходят, знаю. А в чем дело?» А дело, оказывается, было в том, что в институте среди лабораторий проводился шахматный турнир, и для участия в нем каждая лаборатория должна была выставить команду, состоящую из четырех мужчин и одной женщины. За нашу команду играла инженер Наташа Ратова, но в тот день она заболела и три дня должна была пробыть на бюллетене. Если у нас за одной доской не будет игрока, женщины, то нам за этой доской засчитают поражение. Остальные наши сотрудницы совсем не умели в шахматы играть, даже не знали, как ходят фигуры. И только я, оказывается, могла помочь лаборатории. Как было отказаться?
Я позвонила мужу на работу и попросила сегодня не задерживаться на работе, прийти домой как можно раньше. «А что случилось? – испугался Саша, – дети здоровы?» Я все ему объяснила. Муж очень удивился, что я буду представлять лабораторию в шахматном турнире. «Вот умора, – говорит, – давно я так не смеялся. Все равно ведь ты проиграешь». Я обиделась, хотя и понимала, что Саша прав. Я ведь не умею играть в шахматы. До конца рабочего дня оставалсь еще много времени, но мои мысли то и дело возвращались к турниру. Я холодела от страха, представляя себе позор от проигрыша, в таком исходе дела я ведь не сомневалась.
Во время обеденного перерыва все мои сотрудники подошли к моему столу. Они открыли шахматную доску и попросили меня поставить фигуры и показать, как ими полагается ходить. Они устроили мне репетицию. Я сделала несколько ходов, потом провела рокировку, чем и вызвала всеобщее восхищение. На этом испытание закончилось.
После работы мы поехали на друную территорию, где проходил турнир. Обмирая от страха, я села за первую доску. Ко мне подошли организаторы и вежливо попросили пересесть. Это оказалась не моя доска, а мне было все равно, за какой доской сидеть. Я пересела за вторую доску. Опять меня попросили пересесть. Так я пересаживалась и пересаживалась, пока не оказалась за последней, пятой доской. Оказывается, за первой доской играет самый сильный игрок, а женщинам полагается скромно довольствоваться самой последней. Мне все это было неважно. Я умирала от страха, меня даже знобило. Время шло. Все мои товарищи уже начали свои партии, а я все сидела и с ужасом ждала свою соперницу. Она не пришла! Мне засчитали очко! Какая радость!
На другой вечер я с таким же страхом шагала на вторую игру и все мечтала, чтобы и сегодня я за доской оказалась одна. Но не тут-то было. За пятой доской меня уже ожидала шахматистка. Мы с ней не были знакомы, но я знала ее в лицо, инженер-сварщик из соседнего отдела. Меня опять зазнобило. Не помня себя, я механически двигала фигуры, но неожиданно обратила внимание на руки соперницы. Они дрожали мелкой дрожью. Я подняла голову от доски и увидела растерянный беспомощный взгляд, капельки пота на лбу. Вот так штука! Она, оказывается, боится меня! Тоже небось выручает свою команду. Я успокоилась. Увидела, что могу съесть ее коня. Съела! Потом еще какую-то фигуру, и еще, и еще. Но как поставить мат, понятия не имела. На всех досках игры уже закончились, и только я все съедала чужие фигуры, но сделать решающий ход не умела. Мат поставился неожиданно, как-то сам собой. Я заслужила второе очко!
Дома муж, потрясенный моими успехами, уже не смеялся. «Может, тебе стоит всерьез заняться шахматами?» – спросил он. Я уже и сама так думала. Что уж тут такого сложного? Ничего!
На третий день я уже почти без страха ехала на игру и даже шутила по дороге с сотрудниками.
Меня опять ждали. За пятой доской сидела незнакомая мне женщина. Я поздоровалась и села напротив нее. Игра началась. Мне кажется, не прошло и пяти минут, как я поняла, что мой король пропал. Мат! Я проиграла с треском, я даже испугаться не успела. Позже я узнала, девушка имела первый шахматный разряд. Удивительно еще, что я продержалась эти пять минут.
На следующий день Наташа Ратова вышла на работу, и с шахматами для меня было покончено раз и навсегда!