Мы возвращались с Костей Протасовым из магазина - веселые, нагруженные бутылками… И в этот момент мимо нас прошли двое: директор леспромхоза и участковый инспектор, старший лейтенант милиции. Участкового этого мы с Костей знали отлично: он ведь как раз занимался ссыльными! Человек это, в общем, был не из худших; ленивый, весьма добродушный, как все толстяки… Но сейчас он выглядел странно, неузнаваемо: он словно бы похудел, осунулся. Лицо его обрело какой-то лиловый оттенок. Движения стали суетливы, речь прерывиста.
- Что я могу? Что я могу? - долетели до меня обрывки фраз. - Ведь был же специальный приказ: никаких разъяснений… Никаких! А у этих скотов одно на уме. Если не работают - значит пьют!
- Пусть уж лучше тогда работают, - сказал, раздувая усы, директор леспромхоза.
- Конечно - лучше… Но кто распорядится? Может, ты? Может, рискнешь? Давай, проявляй инициативу, если ты такой храбрый… Я, например, не могу. Голова у меня одна. И я, знаешь, как-то привык ее беречь… Да и вообще, сам посуди. Все-таки - общий национальный траур.
- Но что же делать? Позвони хотя бы в управление.
- Звонил уже! Там полная неразбериха… Говорят: ориентируйся сам! А что я могу? Ну, что?
Они прошли - и голоса их затихли. Но мы с Костей тотчас остановились и озадаченно поглядели друг на друга.
- Что-то случилось серьезное, - заметил я.
- Ага, - кивнул Костя, - слышал: он сказал - о трауре… По ком этот траур, как ты думаешь? Уж не по нашему ли Хозяину? Может он и впрямь - спекся, сыграл в ящик… а? Ведь все-таки - пора…
- Что ж, - усмехнулся я, - это был бы его единственный гуманный поступок.
- Или, может, объявлен траур по всей нашей системе?
- Ну, для системы, пожалуй, еще рановато… Она больна, конечно. И серьезно. Но… Да что гадать? Скоро все равно узнаем. Жаль только, что сейчас все - в тумане… Не хотят, гады, давать "никаких разъяснений"!
- Во всяком случае, - мигнул мне Костя, - пахнет уже не "праздником лесорубов"…
- Да, но я бы теперь назвал его иначе: "праздником для лесорубов", для всех нас!
- А можно - еще точнее. Знаешь старую поговорку: "Лес рубят - щепки летят". Так вот, скорее всего, это, праздник для "щепок"…