авторів

1432
 

події

194981
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » gridin » Боевая молодость моя - 17

Боевая молодость моя - 17

01.07.1943 – 31.07.1943
Болхов, Орловская, Россия

НА БОЛХОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

Ставка приказала Западному и Брянскому фронтам перейти в наступление. 61-ая армия получила приказ прорвать оборону противника и во взаимо-действии с 11-ой гв. армией Западного фронта овладеть г. Болхов.

Помню ночной марш. Наша дивизия сменила части стрелковой дивизии оборонявшейся южнее деревни Чарагашинка и приступила к подготовке наступления. Задача артиллерийской разведки как всегда была одна - как можно больше и точнее засечь огневые точки и наблюдательные пункты противника. День и ночь находясь на наблюдательном пункте, мы засекали огневые точки противника на противоположном берегу р. Ока в населенном пункте Толкачево и его окрестностях. Село было только на карте, а на местности его напоминали развалины и траншеи гитлеровцев.

Незадолго до наступления в нашем дивизионе произошло еще одно событие. В дивизион прибыл начальник политотдела дивизии полковник Гнилуша, который вручил командиру дивизиона майору т. Скубаку В.С., его заместителю по политической части майору Кобцу, парторгу дивизии т. Степанцу и мне как комсоргу дивизиона медали за оборону Сталинграда.
Это всех нас взволновало и вдохновило на неустанную работу по подготовке личного состава дивизиона к предстоящим боям.

Утром 12 июля 1943 года, после сильной артиллерийской  подготовки наши части, а вместе с ними и наш артиллерийский  полк перешли в наступление.

Дым и пыль от артподготовки еще не рассеялись, а гвардейцы дивизиона преодолели реку Ока по штурмовым мостикам на подручных средствах и шли на штурм укреплений противника.
Задачей артиллерийской разведки в ходе наступления являлось своевременное определение огневых точек противника, их координат и передача данных на  КП для открытия огня по их расположению.

Как только наши штурмовые подразделения ворвались в первую траншею, мы вместе с начальником разведки В.Ткаченко под разрывами мин и снарядов перебежали по штурмовому мостику через р. Ока и пошли вместе с наступающими цепями нашей пехоты в направлении населенного пункта Кривцово, но попали под сильный артиллерийский и минометный налет, а противники перешли в контратаку. В воздухе самолеты противника «Юнкерсы», выстроившись в круг, пикировали на боевые порядки наших стрелковых частей. Но наши подразделения стойко отразили контратаки противника, ни на шаг не отступив с занятый рубежей.  Танки противника, подожженные метким огнем наших артиллеристов, пылали факелом. Мы - разведчики-артиллеристы, укрываясь от бомбежки и лежа в цепи пехотинцев, слышали их восхищенные возгласы метким огнем артиллерии.
Особенно сильный бой разгорелся в районе села Кривцово. Я лично видел обезображенный трупы наших воинов, которые были зверски замучены на окраине села Кривцово. За с. Кривцово и деревню Хмелевую завязались ожесточенные бои. Части дивизии медленно «прогрызали» оборону противника.
Наш командир дивизиона майор Скубак В.С. постоянно находился на КП командира стрелкового полка, батареи, переправившись через реку, расстре-ливали цели прямой наводкой.

К утру 15 июля части дивизии овладели д. Хмелевой и селом Кривцово.
Комсомольцы 2-го дивизиона, как и весь личный состав, были полны решимости сражаться по-сталинградски, чтобы враг ощутил на себе силу гвардейского удара. Командиры орудий старшие сержанты Александров В.И., Федоров и другие были примером находчивости и смекалки в уничтожении целей противника прямой навод¬кой.

Наши войска приближались к г. Болхову, напряжение боев не стихало. Утром 19 июля фашисты предприняли на всех направлениях и участках сильное контрнаступление против частей дивизии, пытаясь не допустить их выхода на шоссейную магистраль Орел - Болхов.
 
В один из дней напряженных боев за Болхов я находился на на-блюдательном пункте 2-го дивизиона недалеко от населенного пункта Белый Колодезь.  Оставшись один (остальные ушли вперед с пехотой), я маскировал   бурьяном траншею. По проселочной дороге подошел бронетранспортер, с которого сошел и направился к наблюдательному пункту генерал в защитного цвета комбинезоне; подойдя поближе он спросил, что я наблюдаю, я представился ему и доложил, что веду наблюдение за противником, обороняющемся в населенном пункте Белый Колодезь. Он пожелал мне успехов, сказав: «Продолжайте наблюдение». Сел в бронетранспортер и уехал. Минут через 15 на НП прибежал начальник разведки дивизиона В.Ткаченко и спросил, не был ли здесь т. Мехлис, я доложил, что был какой-то генерал и интересовался результатами моего наблюдения. Так, не зная, я познакомился с т. Мехлисом,  который с легкой душой бросил 400 необстрелянных замполитруков-уральцев в бой против фашистских танков с иранскими винтовками под Керчью.  Я был всего лишь сержант, но уже тогда у меня появилась неприязнь к этому человеку, который, обладая сильной властью не смог понять душу русского человека и направить её на святое дело - уничтожение врага. До сих пор не пойму, как и почему такой бездарный человек оказался на вершине военной власти.

Дата публікації 01.12.2012 в 21:45

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: