Я по очереди ходил в первую и третью смены потому, что работа во вторую смену мне бы помешала посещать подготовительные курсы. Учеба на подготовительных курсах философского факультета Ленинградского университета началась с октября 1959 г. и должна была закончиться в мае 1960.
Курсы находились в одном из помещений Смольного собора. Занятия были три раза в неделю до 10 часов вечера. Занимались русским языком, литературой, английским и историей. Русский язык был для меня самым важным, хоть и неинтересным, рутинным занятием. Важен был и английский язык. Занятия по литературе мне были менее необходимы.
Самыми интересными были занятия по истории. Занятия проходили последней парой. Помню, что мы с преподавательницей истории возвращались на одном автобусе, выходя вместе на Сенной площади. По дороге, как правило, я расспрашивал ее о подробностях изучаемой темы, она охотно отвечала, и нередко разговор затягивался до подъезда ее дома.
В те дни, когда я работал в третью смену, времени зайти домой уже не было, и я сразу шел на работу. Работа в ночь была довольно утомительна, часам к пяти смертельно хотелось спать. Единственное, что не давало заснуть в процессе работы, это ее режим.
Проход фрезой очередного разъема занимал всего пару минут, а установка детали на стол - достаточно долгое дело, которое делаешь руками, да еще напрягаясь. А пока дожидаешься крана, чтобы снять одну деталь и установить новую, бывало и заснешь, сидя за своим передвижным пультом станка.
Но если постоянно не теребить стропальщика, то кран к тебе не подъедет и можно проспать до конца смены. Значит, ничего не заработаешь.
Дома из-за болезни папы атмосфера была гнетущая. От последствий инсульта он стал отходить, понемногу двигаться и разговаривать, но открылась новая проблема, о которой не знали до этого. У него обнаружили рак желудка. Об операции не могло быть и речи из-за состояния сердца, так что стало ясно, что долго он не протянет. После нового года он опять лег в Военный госпиталь, что на Суворовском проспекте. Из госпиталя он домой уже не вернулся.