Опубликовано 22 июня 2016 года. Отрывок четвертый
При развязывании узлов с некоторыми случается мелкая истерика, фон для неё должен состояться мгновенно и являть собой ожидательное спокойствие. Ни осуждения, ни поощрения - как при нечаянном пуке. На время истерики останавливается время и мелкий срыв в общий зачёт не идёт. А уж если у человека хватает самоиронии для того, чтобы в эти секунды пародировать себя и смеяться над собой, то это не истерика вовсе, а нормальный выхлоп при форсаже. Гримасы и междометия становятся игрой, а переход в игру в таких случаях - нормальная победа над собой.
Так формируется характер. Поскольку оценочные отношения мы никуда не денем, старайтесь помогать развязывальщику своей реакцией, точной и естественной. Тот, кто умеет сосредоточенно развязывать узлы, вряд ли убьет человека в аффекте через 20 лет или перепутает ручки управления в самолёте.
Но есть люди, которые будут развязывать узел четырьмя пальцами, отведя мизинец в сторону. С ними будьте особенно осторожны. Мизинец - это сердце. Да, это у них защитная реакция, но она бывает катастрофически тотальна.
Жизнь состоит из развязывания чужих узлов и случайных захлестов на верёвке жизни и завязывания своих. И, если ты не один живёшь в этом мире, любой другой человек должен легко развязывать твои узлы для себя.
Вечный кусочек репшнура, завязанный вместо пояска на шортах, - признак Тропы. Вязание узлов, кроме простой и сложной проникающей символики - прекрасная психотерапия, как, впрочем, и всё остальное.
Верёвка никогда не должна мочалиться на своих концах. Она или заплавлена или особым образом замаркирована. Стиляга - прекрасное русское слово, обозначающее приверженность стилю. Прочтёшь стиль - прочтёшь всё. Узел, например, не должен быть кривым, со сбитым рисунком - он будет плохо держать. Нормальный узел всегда красив и полностью выполняет свою функцию. "Красота есть высшая целесообразность" (М. Анчаров).
В свой настоящий стиль невозможно войти волевым усилием, он - данность, но его можно формировать внутри данности и переформировывать.
Стиль есть и у государства, и бывает он непригляден.
Переформирование стиля (изменение форм и соотношений внутри данности) - не последняя задача для педагогики. Стоит обратить внимание на общинную культуру предков, когда фамилии Ивановых, Петровых, Сидоровых внятно поясняли не только ЧЕЙ ты, но и КАКОЙ ты.
Никакой, но с внешним управлением - их много нынче.
DBK 1412; Тренировки первой в России детской Школы Спасателей совместно с беспризорными детьми и малолетними преступниками: https://www.youtube.com/watch?v=IGqogdAlwvM
Но - начнём с узлов. Или с приготовления пищи. Или с укладки крышака. Или с владения языком. Или с подбора себе одежды. С окапывания палатки. С чего угодно, на самом деле. Со взаимоотношений с игрушками - вот что важно.
Но не с походки. Такое начало пахнет печалью. Принуждение ничего не формирует.
Потёмкинские деревни личности - тоже не выход, они временны, на один проезд мимо них царицы-совести. Но личность хочет быть постоянным процессом, а не витриной на предъявителя. Каждая личность - она именная.
(2017)
(с) Юрий Устинов