В Швеции и Норвегии
Затем целый калейдоскоп событий, и наконец поездка в Скандинавские страны – Швеция, Норвегия.
Послом в Швеции была Александра Михайловна Коллонтай. Встреча с этой удивительной женщиной оставила сильное впечатление.
В ее кабинет мы вошли вдвоем. Второй (я его совершенно не знал), немного старше меня, здороваясь с Александрой Михайловной, напомнил ей о том, при каких обстоятельствах он увидел ее впервые.
– Это было в 1919 году в Петрограде. Мы, молодые красногвардейцы, направлялись на фронт – против Юденича. А вы выступали на митинге, и наш батальон также был там. Как же вы говорили в тот памятный для меня день, Александра Михайловна! У нас было всего по двадцати пяти патронов, но каждое ваше слово было целой обоймой. Прямо с митинга мы пошли на передовые позиции – фронт был рядом.
– Да вы прямо поэт, голубчик!
Александра Михайловна была явно взволнована. На бледном лице, обрамленном седеющими волосами, горели ее глаза, глаза природного трибуна.
– Теперь я дипломат и горячих речей мне произносить не приходится. Здесь действуют законы дипломатического протокола.
…Потом старый политэмигрант Скворцов водил нас в небольшое кафе.
– Вот за этим столиком сидел Ильич. Он любил пить здесь чай и читать газеты.
Мне организуют поездку по заводам. Интересные встречи и разговоры с металлургами Швеции.
Затем Норвегия. Завод Фиска под Христианзандом. Главный инженер приглашает к себе в гости. Хорошая семья – жена и сын. Сыну три года. Через тридцать лет я узнал через знакомого мне норвежского профессора, что отца повесили немцы во время оккупации Норвегии.
– А что с женой и сыном? – спросил я.
Профессор только пожал плечами.