12 декабря
Живущие в Риге знакомые привезли добротно изданный в 1942 году Московской патриархией (?) том «Правда о религии в России». Давно не видывал более лживой книжонки. После того, как в лагерях, тюрьмах погибли десятки тысяч священников, после того, когда были закрыты и взорваны тысячи церквей, сочинители книги утверждают: «Нет, церковь не может жаловаться на власть» Для меня более достоверной правдой о судьбе церкви были рукописные четыре тома об иерархии русской православной церкви (подготовленные М.М. в Куйбышеве, 1964 г.), где почти после каждой биографии епископа и священника стояло: «с такого-то года епархией не управлял, где умер и похоронен — неизвестно»
Снова гляжу на великолепно исполненную на отличной бумаге фальшивку и вспоминаю слова арх. Луки Войно-Ясенецкого. Когда во время войны в Красноярском крае он прочитал эту книгу, то сказал доктору Клюге с сарказмом: «Вот за эту правду я и пошел в ссылку...»
Открытка от Луцкер из Лондона. Шла до меня почти месяц. Эдит спрашивает, что я сделал для спасения ее бумаг. А что я могу сделать? Два министра не отвечают на мои письма. Я не знаю западной жизни, но плохо представляю, чтобы на такие душераздирающие письма ответственные чиновники мало-мальски цивилизованной страны не дали бы ответа. Хоть какого-нибудь.
Беспокоит темп: ежедневно пишу от трех с половиной до пяти машинописных страниц. Слишком много. Может статься все это плохо. Но, с другой стороны, мне важно закрепить годами собираемый материал, сложить, выстроить Биографию. О красках подумаем, когда предложат печатать ее.