20 ноября
Литературовед Л.В. Храбровицкий подарил мне свою небольшую, на 4 стр. рукопись-эссе по поводу одной французской пословицы. Речь идет о фразе «Делай, что должно, и пусть будет, что будет» Fais ce que dois, adviene que pourra.
Пословицу эту любили В.Г. Короленко и Л. Толстой, а последний считал ее даже своим девизом. В 1896 году Толстой писал англичанину Эрнесту Кросби: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет», — есть выражение глубокой мудрости. То, что каждый из нас должен делать, каждый, несомненно, знает. То же, что случится, мы никто не знаем и знать не можем» В записной книжке Л. Толстого 1906 г. этой пословице сопутствует следующее пояснение: «Все в этом: в том, чтобы не думать о последствиях, а о том, чтобы поступать, как должно. Это изменяет жизнь» В самой последней записи дневника Л.Н., сделанной за три дня до смерти, после слов: «Вот мой план» написано по-французски «Делай, что должно…»
Под подобным же девизом (Говори, что должно, делай, что должно, и пусть будет что будет) подала в Парижскую академию наук свою работу Софья Ковалевская в 1888 году. Эмерсон (1803-1882) облек этот афоризм в острую форму: «Всегда делайте то, что вам обязано делать» Ценили этот афоризм Луи Пастер, Карл Маркс, пользовались им Ромэн Роллан, Корнель. Пословица эта, по словам М.Г. Ашукина, впервые упоминается в 1456 году в Proverdes français и являлась девизом рода Ларошфуко.
Игорь Хохлушкин рассказывал о трагическом положении священников — их заставляют быть доносчиками на мирян. Священник обязан подавать ежемесячные отчеты о требах: крестинах, венчании, отпевании. Эти списки подают затем в Совет по делам православной церкви, который тут же рассылает их по парторганизациям учреждений, где работают верующие, сообщение об их вине. Крестил ребенка — выговор, отпевал старуху-мать — втык. Священник порядочный должен либо отказываться от треб, либо скрывать, что совершил крестины и т.д. Скрывающих районные уполномоченные разоблачают и им отказывают в дальнейшей регистрации, что ведет к увольнению священника за штат. Итак, либо будь стукачом, либо пошел вон со службы. Вот он, закон об отделении церкви от государства в действии.
Целыми днями сижу в библиотеке и читаю все, что может приоткрыть мне, как жил, учился и работал Войно-Ясенецкий с начала века.
Тороплюсь — с 1 декабря начинается мое двухмесячное сидение в Доме творчества Дубулты. Наконец-то всерьез возьмусь за Биографию Войно-Ясенецкого.