5 июля
С надсадой, мучительно читаю «Бесов». Несколько раз бросал. И все-таки дочитал. Интересны, главным образом, общие суждения Достоевского о России, об интеллигенции, о народном характере. Книга, написанная ровно сто лет назад, поражает блестящими прозрениями в иные эпохи.
«…Поставьте какую-нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких-нибудь дрянных билетов на железную дорогу, и эта ничтожность тотчас сочтет себя в праве смотреть на Вас Юпитером, когда Вы войдете взять билет… «Дай-ка, дескать, я покажу над тобой мою власть…» И это в них до административного восторга доходит…» (59 стр.) «Люди и бумажки: от лакейства мысли все это…» (147 стр.)
«Почему это все отчаянные социалисты и коммунисты в то же время и такие неимоверные скряги, приобретатели, собственники, и даже так, что чем больше он социалист, чем дальше пошел, тем сильнее и собственник…» (82 стр.)
«Сколько я вижу и сколько судить могу, вся суть русской революционной идеи заключается в отрицании чести… нет, в Европе этого не поймут, а у нас именно на это и набросятся. Русскому человеку честь — одно только лишнее бремя. Да и всегда было бременем, во всю его историю. Открытым «правом на бесчестье» его скорей всего увлечь можно» (398 стр.)
П.С. Верховенский: «Нет ничего сильнее мундира. Я нарочно придумываю чины и должности: у меня секретари, штатные соглядатаи, казначеи, председатели, регистраторы, их товарищи — очень нравится и отлично принялось. Затем следующая сила, разумеется, сентиментальность. Знаете, социализм у нас распространяется преимущественно из сентиментальности.… Затем следуют чистые мошенники; ну, эти, пожалуй, хороший народ, иной раз выгодны очень, но на них много времени идет, неусыпный надзор требуется. Ну, и наконец, самая главная сила — цемент все связующий — это стыд собственного мнения»