ПОСЛЕ ШТУРМА БАЛЛОВ НЕ ХВАТИЛО
Закончилось всё же такое безалаберное время абитуриентства. С одной стороны – какая-то беззаботность: ведь к самостоятельной жизни ещё не приучена, к тому же и пьянящее чувство свободы, ощущение взрослости. Делай, что хочешь: ты взрослый самостоятельный человек. С другой стороны – постоянная тревога: я же видела и знала, что мне не хватит знаний. Надеялась только на бесконечное везение. Но его, увы, не случилось. Хотя свою программу-минимум я здесь выполнила. Весь процесс поступления на факультет журналистики МГУ я «отрепетировала».
Дело в том, что на факультет журналистики старались принимать зрелых, вполне сформировавшихся морально, молодых людей. Тогда факультет считался партийным. Как-никак, а здесь «ковались» идеологические кадры: агитаторы, пропагандисты и проч., и проч. Требовалось: быть «мужеска полу», членом КПСС, стажником, то есть с двумя годами работы на производстве. Это были идеальные кандидаты. К сожалению, у них не у всех хватало ума и аналитических способностей. Соответственно и получались журналистские кадры. Во второй волне нужны были стажники, уже не важно, какого пола, не важно с партийной ли принадлежностью или без. В третьей волне шли «школьники» – те, у кого не было стажа. У них и конкурс был особый, самый строгий и самый большой. При этом, здесь не очень жаловали некоторые национальности, хотя об этом никогда не говорилось ни шёпотом, ни в голос. Опять же, диссиденты не привечались. Ну, и важно было, чтобы у всех был пройден творческий конкурс. Это конкурс публикаций и характеристик.
Тогда даже в профессиональном издании «Журналист» ежегодно объявлялся конкурс, который назывался «Проходной балл». Я на него очень надеялась: все, кто его прошёл, зачислялись на первый курс журфака МГУ едва ли не автоматически. Можно было не заботиться о сложившемся на факультете проходном балле. И я следила за этим конкурсом два года. Но на третий год – облом!
Из дневника.
«10 февраля 1972 г. Глубокие трагизмы! «Проходного балла» нет. …Всё-таки – МГУ. Даже, если потеряю год…».
Как объясняли в журнале, многие абитуриенты, заболев «звёздной болезнью», сдавали экзамены слабо. Нечего таиться, я ведь на это тоже надеялась. Я не сомневалась, что смогу иметь призовое место в конкурсе. Но, как говорят в народе, «дурак думкой богатеет». Меня мои планы тоже согревали и вселяли уверенность. А получился такой пролёт. Конкурс отменили.
Ну, и какие же у меня шансы? Только за творческий конкурс я была спокойна: столько публикаций и в таких местах одновременно («Пионерская зорька», «Ровесники») мало кто имел.