авторів

1431
 

події

194929
Реєстрація Забули пароль?

1

22.02.1828
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

НАПИСАНО В АЛЕКСЕЕВСКОМ РАВЕЛИНЕ

ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ

 

1[1]

 

Махиявель[2] говорит, что История есть магазин опытов, которые должны руководствовать людьми в их частной и общественной жизни. Но странно довольно, что люди никогда почти или весьма редко заглядывают в сей магазин, редко вопрошают прошедшее и таким образом самопроизвольно лишают себя помощи, какую могли бы им подать минувшие века. Россия, поставленная Петром Первым в ряд первостепенных держав мира, уже почти полтора века берет деятельное участие во всех великих происшествиях Европы. Весь XVIII и нынешний XIX век представляют ряд войн, внутренних поста[но]влений, сношений дипломатических, которые невольно обращают на себя внимание наблюдателя. Но видя великих Государей, Полководцев, Министров; пользуясь их трудами, мы не знаем, какие способы, какие пути они избирали для достижения своей цели, и потому не можем руководствоваться советами, которые они нам оставили. Я приведу здесь примеры, кои лучше объяснят мою мысль.

В 1808 году в Турецкую войну[3] по проекту Адмирала Чичагова отправлена была из Севастополя экспедиция для нечаянного нападения на Константинополь. Эскадра долженствовала бросить якорь в бухте, лежащей верстах в 20 к северу от города и высадить тут войско на том самом месте, где сошел на берег Магомет II перед взятием Царяграда в 1453 году[4]. Город сей совершенно открыт с той стороны; а так как все Турецкие войска были употреблены против нашей армии, и Порта совсем не ожидала нападения оттуда; то предполагали с некоторою справедливостию, что десант займет его без большого затруднения, и знамена Русские будут развеваться на стенах Истамбула. Экспедиция сия не удалась оттого, что связали ее с побочными действиями; что десанту вместо 20/т набралось только 13, и что, наконец, поручили ее Контр-адмиралу Пустошкину[5], который, при всех своих достоинствах не имеет ни смелости, ни решительности, потребных для столь важного дела. В 1821 году, когда полагали, что будет война с Турками[6], мне случилось говорить о сей экспедиции с несколькими Государственными людьми; и к удивлению своему я нашел, что ни один из них не имел об ней понятия, тогда как не прошло этому более 12 лет. Теперь случиться может, последствием Наваринской битвы[7] будет совершенный разрыв с Портою. Я полагаю, что весьма важно для Правительства иметь в виду сие предположение, знать, почему оно не исполнилось и впредь избегать ошибок, которые неразлучны были с первым опытом.

2. В 1812 году при отправлении Адмирала Чичагова к Турецкой армии поручено ему было заключить с Портою оборонительный и наступательный союз и, взяв у нее часть войск, через Валлахию вступить в Австрийские владения, дабы восставить Трансильванию и Венгрию, всегда готовые к возмущению против Австрии, которая тогда была с нами в войне; а флоту нашему испросить позволение пройти через Дарданеллы в Италию[8]. Проект сей не исполнился: во-первых, потому что Турки со времен Франциска I-го[9] ни с одною из Европейских держав не заключают наступательных союзов, и, во-вторых, что двор наш получил уверение о принужденном согласии Венского Кабинета действовать за одно с Французами. Но не менее того полезно иметь в виду сие предначертание. Австрийская Империя, как известно, имеет в своих пределах множество разноплеменных народов, которые нетерпеливо переносят свою зависимость: они спокойны потому только, что еще сильнее ненавидят друг друга, и Правительство для своей безопасности ревностно старается поддерживать сию ненависть. В случае войны с нею, можно воспользоваться сим расположением умов, и тогда не бесполезно иметь в виду путь, о котором сказано выше. Он важен, ибо Австрия не ожидает с этой стороны нападения, и потому что тут подкрепят нас Сербы, всегдашние наши союзники, которые ненавидят Австрийцев более, может быть, нежели Турок. Порту же можно всегда принудить к согласию на проход наших войск.

Вот два примера: можно их насчитать множество, которые забыты, и на кои не обращают внимания. Для отвращения сего, кажется, полезно было бы иметь для личного употребления Государя и приближенных к Его Величеству особ род Истории России со времен Петра I-го, в которой были бы изложены систематически и кратко вместе с ходом дел все меры, какие были предполагаемые по разным частям управления с означением тех, кои исполнились и последствием оных, и тех, кои не приведены были в действие и причинами, почему сего не случилось. Наполеон, с которого, кажется, можно брать пример, имел в своей библиотеке сочинение такого рода; но оно касалось только военных дел и заграничных сношений. Я думаю, что можно бы распространить это на финансы, торговлю, внутреннее управление и пр. Сколько начертаний бессмертного Петра, которые не исполнились по причине его преждевременной кончины, или были остановлены, потому что противились личным выгодам царедворцев, правивших Россиею при его наследниках! Сколько предположений Остермана[10], Отца нашей Дипломатики, величайшего Министра, какого Россия имела в XVIII веке, оставленных без внимания, потому что сам он попал в несчастие при перевороте, поставившем Елисавету на престол[11]! И сии произведения величайших умов своего времени, плод долговременного размышления и опытности, гниют, забытые в архивах, без всякой пользы для потомства.

Исполнение сего не так трудно, как оно кажется с первого взгляда. Можно предписать каждому Министерству составить сочинение этого [рода] по его части из сведений, какие в нем находятся и тех, кои представят Архивы: Сенатский, Инспекторского Департамента[12], Адмиралтейский и Архивы Иностранной Коллегии Санктпетербургский и Московский. Для однообразия дать им общие правила, которыми все обязаны руководствоваться. Главные при сем условия должны быть:

1-е. Чтоб приставленные к сему особы знали хорошо сей предмет[13].

2. Чтоб они имели свободный доступ ко всем делам без исключения, касающимся до их предмета. Я по опыту знаю, что сие представляет затруднения.

3. В изложении соблюдать краткость, ясность и точность. Под сим последним я разумею сколько можно вернее передавать мысль того, кто писал предположение, особенно в дипломатических бумагах, где часто каждое слово имеет вес.

4. От своих рассуждений сколько можно удерживаться, излагать только причины и последствия, которые видны из самого дела, и менее предаваться своим умствованиям, часто ошибочным.

5. Кроме последствий, происходящих от принятия какой-либо меры, означать, как она была принята в народе, какие затруднения предстояли при ее исполнении, что понудило ее отменить и пр.

И, наконец, 6, так как сия Книга сочиняется не для света, то писать ее с полною свободою, ибо Правительству нужно знать истину без покрова.

22 Февраля 1828.



[1] Публикуется впервые по писарской копии: ГАРФ. Ф. 109. 1 эксп. 1826. Д. 61. Ч. 79. Л. 41--43. В деле также имеется черновик записки (л. 37--38 об.) с большим количеством исправлений и незначительными стилистическими отличиями.

25 февраля 1828 года записка была представлена Бенкендорфом начальнику Главного штаба графу И. И. Дибичу: "Генерал-Адъютант Бенкендорф имеет честь представить Его Сият[ельст]ву Графу Ивану Ивановичу включаемые у сего рассуждения Государственного преступника Корниловича о разных политических предметах. Мысли сии могут иногда обратить на себя внимание Его Сиятельства" (л. 40).

[2] 1 Макиавелли Никколо ди Бернардо (1469--1527), итальянский мыслитель, писатель и историк эпохи Возрождения. Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства, отсюда -- термин "макиавеллизм" для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

[3] 2 Русско-турецкая война 1806--1812 годов.

[4] 3 Мехмед II Фатих (Завоеватель) (1432--1481), турецкий султан в 1444 и 1451--1481 годах. Вел завоевательную политику, лично возглавлял походы турецкой армии. В 1453 году завоевал Константинополь (древнерусское название -- Царьград, ныне Стамбул (Истанбул)) и сделал его столицей Османской империи, фактически положив тем самым конец существованию Византии.

[5] 4 Пустошкин Семен Афанасьевич (1759--1846), адмирал (1831), сенатор (1827). В 1807 году, во время русско-турецкой войны 1806--1812 годов, содействовал сухопутным войскам при взятии Аккермана и Килии, овладел Анапой и блокировал Трапезунд.

[6] 5 Весной 1821 года в Греции началось восстание против турецкого ига. Русское общество, сочувствовавшее освободительной борьбе греческого народа, ожидало, что Александр I окажет помощь повстанцам. Однако, хотя Россия и порвала дипломатические отношения с Турцией в июне 1821 года после того, как в Константинополе были повешены греческий патриарх Григорий и три митрополита, до войны дело тогда не дошло. Александр I не поддержал восставших греков, так как это противоречило бы идее Священного союза, заключенного в 1815 году Австрией, Пруссией и Россией с целью подавления национально освободительных и революционных движений.

[7] 6 Наваринская битва 8 октября 1827 -- морское сражение в Наваринской бухте (Южная Греция) во время Греческой национально-освободительной революции 1821--1829 годов между турецко-египетским флотом и соединенным флотом России, Великобритании и Франции. Последний был направлен для давления на Турцию, которая отказалась выполнить требования Лондонской конвенции 1827 года о предоставлении Греции автономии.

[8] 7 Речь идет о Далматинском (Балканском) проекте, разработанном в связи с ожидавшимся вторжением в Россию армии Наполеона. После получения известия о подписании франко-австрийского договора (14 марта 1812 года) планировалось нанести удар по Австрийской империи с привлечением к участию к диверсии Турции, а также славянских народов Балканского полуострова и венгров. Порученный адмиралу П. В. Чичагову проект не был осуществлен из-за решительного противодействия Турции, а также достигнутого в июне 1812 года тайного русско-австрийского соглашения.

[9] 8 Франциск I (1494--1547), французский король (с 1515) из династии Валуа. В 1540-х годах, во время Итальянских войн 1494--1559 годов, Франция выступала против "Священной Римской империи" в союзе с Османской империей.

[10] 9 Остерман Андрей Иванович (Генрих Иоганн Фридрих) (1686--1747), граф (1730), государственный деятель, дипломат. С 1703 года на русской службе. Активно участвовал в работе Аландского конгресса (1718--1719) и выработке условий Ништадтского мира (1721). С 1723 года вице-президент Коллегии иностранных дел, в 1725--1741 годах вице-канцлер. С 1726 года член Верховного тайного совета. С 1731 года фактически руководил внешней и внутренней политикой России. После дворцового переворота 1741 года предан суду, приговорен к смертной казни, замененной пожизненной ссылкой в Березов, где и умер.

[11] 10 Речь идет о перевороте 25 ноября 1741 года, возведшем на престол Елизавету Петровну.

[12] 11 Инспекторский департамент образован с учреждением военного министерства в 1812 году. Занимался делами личного состава вооруженных сил, составлением сведений о войсках, вопросами их комплектования, рассылкой приказов, осуществлял контроль за благоустройством войск в строевом отношении, за исполнением судебных решений и др.

[13] 12 Далее в черновом варианте: "ибо мне случилось видеть в Иностранной Коллегии многотомные выписки о сношениях России с иностранными державами, которые не подают никакого понятия о предмете, для которого они писаны".

Дата публікації 11.05.2023 в 13:21

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: