авторів

1427
 

події

194041
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Dmitry_Ermakovsky » В далекий путь - 2

В далекий путь - 2

13.12.1908
Верхнеимбатск, Красноярский край, Россия

 Забрав необходимую теплую одежду у купцов и сменив измученных лошадей, в два часа ночи мы двинулись к селу Сумарокову, отстоявшему в сорока верстах от Подкаменной Тунгузки. Измученные и долго не спавшие, натягивали на ноги меховые мешки, взятые у купцов, ложились в сани и, укутавшись, спали мертвым сном, укладывая на случай тревоги под головы винтовки.

 Не спали лишь двое часовых: один -- впереди обоза, второй -- сзади.

 Гуськом, одна подвода за другой удалялись мы все дальше на север. Проехали беспрепятственно и вторую ночь и, отдохнув на санях, почувствовали себя бодрее и увереннее.

 Я помню, был солнечный морозный день, когда наш маленький отряд завидел село Сумароково. Остановились. Иваницкий, я и Самойлов пошли в разведку. Село раскинулось на возвышенном берегу Енисея.

 Войдя в село, мы, разведка, прежде всего хотели выяснить, знают ли здесь о приближении нашего отряда и не проник ли слух дальше на север, куда мы едем.

 Самойлов сразу попался на глаза местному стражнику, который знал его раньше. Тот позвал урядника и несколько крестьян, чтобы задержать ого.

 Ему пришлось отстреливаться. К счастью, в это время подошел наш отряд, успевший занять главный путь на север, и открыл стрельбу по стражникам и вооруженному населению. Последние стали бросать оружие и разбегаться. Там был убит заправила села, жандарм Нешумаев.

 Знакомым ссыльным Дронов предложил присоединиться; согласился один.

 Пользуясь паникой охраны и населения, сменили мы измученных лошадей и 9 декабря, с наступлением сумерек, оставили деревню.

 Мы были в достаточной мере снабжены теплой одеждой, морозы и завывания северных вьюг нас уже не пугали. Товарищи хоть понемногу, но присоединялись к нам. Все это радовало и значительно успокаивало отряд.

 Так ехали мы к большому селу Верхне-Имбатскому, оставляя за собой лежащие на пути деревни: Комсу, Лебедеву, Мирную, Бахтинскую. Из Бахтинской уехали мы в тот же день после обеда. Верстах в трех-четырех от нее встретили на реке партию арестованных. Ее под усиленным конвоем переводили из туруханской тюрьмы в енисейскую. Поровнявшись с партией и узнав, что арестованные -- ссыльные, мы, скомандовав конвою "руки вверх", предложили сдать оружие.

 Некоторые конвоиры подчинились, другие открыли стрельбу. После короткой перестрелки конвой бросил оружие и сдался. Мы отделили в одну сторону конвой, в другую -- арестованных. Конвой окружили часовыми и об'явили, что они арестованы. Освобожденным товарищам предложили присоединиться к отряду. Они расспрашивали о причине, цели побега и о нашем направлении. Дронов давал исчерпывающие ответы.

 Один из арестованных рассматривал развернутую Дроновым карту и, волнуясь, говорил:

 -- Товарищи, вы идете на верную гибель; осуществить вам свой план не удастся, и я ни в коем случае к вам не присоединюсь.

 Все же здесь к нам присоединилось трое, а именно: Судариков, сосланный из Москвы за принадлежность к социалдемократической партии, рабочий Аксельрод, по профессии ювелир, сосланный из Житомира как социалист-революционер, социалдемократ Вейс.

 Остальные, не согласившись следовать с нами, просили не расстреливать за сопротивление их конвой и дать дойти с ним до енисейской тюрьмы, так как обвинение по их делу не доказано, им не грозит никакой ответственности.

 Мирно раз'ехались: они в сторону Енисейска, мы к деревне Новоселовой, откуда, не задерживаясь, проехали в Чулково. В Чулкове примкнул к нам Барута (ППС); там же мы задержали и туруханскую почту, а по выезде из Чулкова под деревней Бородино освободили еще встречного арестованного ссыльного социал-демократа Троицкого, тут же к нам примкнувшего. Нас было пятнадцать человек.

 

 13 декабря под'ехали к Верхне-Имбатскому. Обычным порядком расставили часовых по двум выходящим из села дорогам. Вошли в него без малейшего сопротивления жителей. Созвали сход крестьян, предложили сдать оружие и дать лошадей. Просили также напоить нас чаем. За чай и всякого рода продукты везде расплачивались.

 Местные ссыльные приходили полюбопытствовать, что за вояки наехали в их село. Здесь к нам присоединился Мощенко, анархист-коммунист, по кличке Гриши Хохол.

Дата публікації 02.03.2023 в 16:18

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: