авторів

1431
 

події

194971
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Otto_Bismark » До первого соединенного ландтага - 7

До первого соединенного ландтага - 7

17.05.1847
Шёнгаузен, Германия, Германия

Мое сословно-либеральное настроение не пользовалось в Померании достаточным пониманием и сочувствием; в Шенгаузене же оно встретило одобрение со стороны соседей по уезду: графа Вартенслебена-Каров, Ширштедта-Дален и других, -- это были те же элементы, которые в известной своей части принадлежали к церковным попечителям, осужденным по суду позднее, при "новой эре".[1] Из этого настроения я был снова выведен несимпатичным мне направлением оппозиции первого Соединенного ландтага, к участию в работах которого я был призван лишь в последние шесть недель сессии в качестве заместителя заболевшего депутата фон Браухича. Речи представителей Восточной Пруссии Заукена-Тарпучен, Альфреда Ауэрсвальда, сентиментальность Бекерата, рейнско-французский либерализм Хейдта и Мевиссена и громогласная порывистость речей Финке -- все это внушало мне отвращение; когда я теперь еще перечитываю эти дебаты, они производят на меня впечатление импортированного шаблонного фразерства. У меня было такое ощущение, что король -- на правильном пути и имеет право на то, чтобы ему дали время и отнеслись со всей деликатностью к его собственному развитию.

У меня начался конфликт с оппозицией, когда я 17 мая 1847 г. впервые взял слово для довольно пространного выступления. Я опровергал в нем легенду, будто пруссаки пошли в 1813 г. на войну, чтобы добиться конституции,[2] и дал выход своему естественному возмущению по поводу того, что господство иноземцев само по себе не могло быть якобы достаточным основанием для борьбы. Мне казалось недостойным, когда за то, что нация сама себя освободила, она собирается предъявить королю счет, расплата по которому должна быть произведена параграфами конституции. Мои слова вызвали бурю. Я остался на трибуне, перелистывал лежавшую там газету и, после того как волнение улеглось, закончил свою речь.

На придворных празднествах, происходивших во время Соединенного ландтага, король и принцесса Прусская[3] явно избегали меня, но по разным мотивам: принцесса потому, что я не был либералом и не пользовался популярностью, а король по причине, которая стала для меня ясной лишь позднее. Когда во время приема членов ландтага король избегал говорить со мною или когда во дворце, обходя круг и заговаривая с каждым по очереди, он смолкал, как только доходил до меня, возвращался обратно или направлялся на противоположный конец зала, -- в такие моменты у меня невольно являлось подозрение, что я в своем пылком увлечении роялизмом переступил границы, которые король поставил себе. Неосновательность этого предположения выяснилась лишь несколько месяцев спустя, когда, совершая мое свадебное путешествие, я посетил Венецию.[4] Король, узнав меня в театре, назначил мне на другой день аудиенцию и пригласил к столу. Это было для меня такой неожиданностью, что при моем легком багаже и неумелости местных портных я был лишен возможности явиться в соответствующем случаю костюме. Прием был настолько милостив, и беседа, между прочим и на политические темы, была такова, что я мог заключить из нее об одобрении и поощрении занятой мной в ландтаге позиции. Король приказал мне являться к нему зимой, что и имело место. При этом, а также на малых обедах во дворце я убедился в полном благоволении ко мне обоих высочайших особ и в том, что король, избегавший в период сессий ландтага говорить со мной публично, не имел намерения выразить этим порицание моему политическому поведению, а стремился лишь не обнаруживать тогда своего одобрения перед посторонними.



[1] 67 Правительством "новой эры" принято называть министерство во главе с князем Гогенцоллерн-Зигмарингеном, призванное к власти в 1858 г., при установлении регентства принца Вильгельма (см. прим. 22 к гл. IX). Это правительство пробыло у власти до 1862 г., т.е. до так называемого "конституционного конфликта" (см. гл. XIV).

[2] 68 Во время войны против владычества Наполеона прусский король Фридрих-Вильгельм III в своих обращениях к населению обещал ввести в Пруссии конституцию после победы над врагом. Это обещание не было сдержано. В 1840-е годы либералы требовали от Фридриха-Вильгельма IV выполнения обещаний его отца, в частности созыва представительного народного собрания. Против подобных требований и протестует Бисмарк.

[3] 69 Принцесса Прусская -- титул супруги принца Прусского. В данном случае речь идет о супруге будущего короля Вильгельма I, Августе.

[4] 70 Свадьба Бисмарка с Иоганной фон Путткамер состоялась 28 июля 1847 г.; с 6 по 9 сентября 1847 г. Бисмарк с женою жили в Венеции.

Дата публікації 25.02.2023 в 17:46

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: