17 декабря 1856 г.
Как часто мы лицемерим, когда, оставаясь наружно и для других самими собой, сознаём в себе и для себя внутреннюю перемену. Это не есть лицемерие в прямом смысле слова, потому что мы не представляем другое лицо, а самих себя, но это всё-таки нечто вроде лжи. Эта ложь унижает, и унижение это есть наказание, вроде того, которое накладывает маска на лицо, это есть наказание, которое наше настоящее несёт за прошедшее, и это унижение полезно, потому что оно производит стыд, а стыд порождает раскаяние. И, таким образом, в правдивой душе зло превращается в добро и падение приводит к возрождению.
____________________
Долг состоит в том, чтобы быть полезным не так, как нам хочется, но так, как возможно.
_____________________
Стремление к личному благу есть только продолжение в нас животности; человечность же начинается в человеке только с отречением от него.
_____
Кто хочет вполне ясно всё рассмотреть перед тем, как решиться, никогда не решается. Кто боится раскаяния, боится жизни.
___________________
Судить -- значит видеть правду, это значит заботиться о справедливом и, следовательно, быть беспристрастным, более того -- быть бескорыстным, более этого -- быть безличным.
______________
Легко сделать то, что трудно другим -- в этом талант; сделать то, что невозможно таланту, -- в этом гений.
Обучая, мы учимся, рассказывая -- наблюдаем, утверждая -- следуем, показывая -- видим и, когда пишем, -- думаем. Качая воду, мы притягиваем её в свой колодезь.