авторів

1427
 

події

194062
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Vladimir_Vrubel » Мои четыре жизни - 17

Мои четыре жизни - 17

01.03.1966
Машгородок (Миасс), Челябинская, Россия

Ч. 17 Жизнь номер 2. Зачем нужны военпреды

 

Работа занимала все мысли, я старался всему учиться у своих, тоже молодых, но гораздо более опытных товарищей. Часто приходилось ездить в командировки. Шла отработка подводного старта жидкостной ракеты, а я отвечал за качество изготовления аппаратуры повседневного и предстартового обслуживания, смонтированной на притапливаемом стенде.

 

В процессе монтажа выявлялись различные недостатки, присутствие военпреда было обязательным, нужно было согласовывать изменения конструкторской документации и доработки материальной части.

 

Кроме того, по вечерам готовился к выпускным экзаменам на заочном отделении английского факультета в 1-м Московском институте иностранных языков им. М. Тореза, сдал кандидатские экзамены, но никаких планов не строил, поскольку всё никак не мог определиться со своим будущим.

 

Когда-то в общественном транспорте, когда временно отменили кондукторов,  висели плакаты с надписью «Совесть – лучший контролёр». Конечно, были тогда плакаты и смешнее, например, написанный огромными буквами на многоэтажном административном здании лозунг «Да здравствует советский народ!»

 

Это не было бы смешно, напиши такую здравицу нам, скажем, американцы или французы. Но то было творение какого-то  неизвестного труженика из отдела пропаганды и агитации обкома партии, получалось, что прославляли сами себя. Однако я не об этом, а о первом плакате.

 

То, что полагаться на совесть наших людей (и не наших тоже!) не приходится, заметили давно. Историки докопались, что первые военпреды появились 360 лет назад, а указ Петра I по поводу военной приёмки, который очень любят цитировать, 300 лет назад.

 

Приведу довольно большую цитату из мемуаров наркома вооружения в годы войны Бориса Львовича Ванникова «Записки наркома». Эту книгу я читал ещё в 1972 году, она была тогда «для служебного пользования». Впервые её опубликовали во времена Горбачёва.

 

Ванников писал: «Военные представители (военпреды) на заводах оборонной промышленности были наделены широкими полномочиями и большими правами….

Ее (военной приёмки) значение еще больше возросло во время войны.

 

В этот период, когда чрезвычайно напряженные и сложные условия работы промышленности подчас толкали на отклонение от некоторых показателей качества, военная приемка стала сдерживающим фактором, она препятствовала ухудшению качества вооружения….

 

Как-то во время войны Герой Социалистического Труда А. С. Елян, один из лучших организаторов производства, крупный инженер-новатор, пользовавшийся заслуженным уважением и доверием руководителей партии и правительства, сочтя военную приемку ненужной, обратился в соответствующие инстанции с настойчивым предложением отменить ее.

 

Он был директором прославленного артиллерийского завода и уверял, что отмена военной приемки на его заводе не повлияет на качество продукции, а количество ее увеличит, так как производство избавится от "мелочных придирок". Кроме того, таким путем можно-де сэкономить средства, затрачиваемые на военную приемку.

 

Просьбу удовлетворили. И зря. Очень скоро качество продукции резко ухудшилось. Поскольку ошибочное разрешение отменить военную приемку дали высшие инстанции, а отвечать за это должен был кто-то другой, то по установившемуся порядку на завод были посланы различные комиссии, в том числе и от органов госбезопасности.

 

В поисках "козла отпущения" арестовали одного из руководителей ОТК, который сразу же признал свою "вину".

 

Такой поворот событий оказался, конечно, неприемлемым для А. С. Еляна, и он обратился к Н. Д. Яковлеву (начальнику Главного артиллерийского управления) с просьбой восстановить на заводе военную приемку, что и было сделано. Но ущерб, и немалый, уже был нанесен.

 

Те, кто работал в оборонной промышленности во время войны и до нее, должны выразить глубокую благодарность руководителям военной приемки за большую помощь в предотвращении таких печальных случаев на других заводах.

 

А на будущее, быть может, стоит пожелать, чтобы везде в промышленности с достаточной серьезностью относились к таким начинаниям, как отказ от контроля ОТК и переход на самоконтроль».

 

В конце 60-х годов появилось секретное «Положение о военных представительствах Министерства обороны на предприятиях промышленности», которое было утверждено правительством. Оно определяло права и обязанности военных представителей и взаимоотношения военного ведомства с предприятиями промышленности.

 

На основе этого документа разрабатывались конкретные должностные обязанности для каждого военпреда. Должен сказать, что даже если работать круглыми сутками без перерывов на сон и еду, то выполнить всё, что вменялось каждому военпреду, было физически невозможно.

 

Честно признаюсь, что и я сам писал такие же заведомо невыполнимые обязанности своим подчинённым, какие писали мне мои начальники. В противном случае любая комиссия по проверке работы военного представительства обязательно бы уцепилась за их отсутствие.

 

Иногда мне приходила в голову мысль, что нам потому всем пишут такие невыполнимые обязанности, чтобы мы постоянно ходили с комплексом вины из-за того, что что-то  недоделываем и с пониманием того, что любого из нас можно отдать под суд, если возникнет в том потребность.

 

Впрочем, с комплексом вины ходили далеко не все, а только впечатлительные, вроде меня.  По «Положению» мы отвечали за всё: начиная от калькуляции, оканчивая сроками изготовления изделий.

 

В советское время военная приёмка контролировала изготовление наиболее сложной продукции народно-хозяйственного назначения, например, гражданских самолётов, а также отдельные виды продукции, поставляемой на экспорт. Отделам технического контроля (ОТК) правительство не доверяло.

Дата публікації 24.12.2022 в 22:09

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: