Четверг, 7 февраля
Обедал у Эд. Бертена. Видел там г-жу Пискатори, с которой долго беседовал. Там же был Флери-Кювилье с женой. Депорт пытался пробудить мою набожность; он-де нашел во мне совершенно подготовленную почву; в сущности, это сумасшедший. Он смотрит на Моцарта как на величайшего развратителя и предпочитает ему старых музыкантов, в том числе и Рамо.
Четверг, 7 февраля
На днях, на концерте, Гекке цитировал мне одного известного критика, называвшего Моцарта первым из посредственных музыкантов.
На этом концерте и на следующем я сравнил обе увертюры Бетховена с увертюрой, например, Моцарта к Волшебной флейте и многим другим. Какое у него изумительное сочетание всего наиболее совершенного, что могут дать гений и искусство, и какие необработанные и странные вдохновения у другого!
Пятница, 8 февраля
Было бы очень хорошо, принимаясь устанавливать гамму для картины, определять ее при помощи какого-нибудь светлого предмета, у которого тон и валеры были взяты непосредственно с натуры: например, носовой платок, кусок ткани и т. д. Чичери советовал мне это еще несколько лет назад.