Гигантские шаги
По мере нашего взросления расширялась территория нашего обитания. Вокруг наших деревянных бараков разросся городок, называемый СОЦГОРОД. Основная часть города, его центр, магазины, цирк, театр, дома элиты - всё это было где-то далеко. Мы, дети, ограничивали свою территорию слева РОЗОВЫМ магазином, где покупали хлеб, сахар и крупу, а справа от нас были каменные бараки, построенные немецкими военнопленными - добротные, с широкой каменной кладкой, тёплые и сухие. Ещё были советские бараки - со штукатуркой внутри и меловой побелкой снаружи. В одном из таких бараков находилась советская партийная школа, которую закончил мой отец. Мы часто собирались под окнами партшколы и через стекло смотрели кино, пока нас не прогонял сторож. Асфальта тогда, я точно помню, не было. Центральная часть соцгорода была усыпана гравием, по бокам её были канавки, наполняемые водой в дождливые сезоны.
Чтобы жители не топали по грязи и ухабам, между домами пролегали деревянные тротуары. Такие, какие сейчас лежат под навесами у ремонтируемых зданий столицы и у метро Площадь Восстания в Петербурге. Именно по такому тротуару я ходила к матери на работу - в библиотечный коллектор. Туда поступали книги из издательств и мать с коллегами сортировали их в соответствии с заказами магазинов и библиотек и упаковывали в посылки. Пока они работали, я забиралась на склады книг и зарывалась в них по уши. Что это были за книги !!!! Миклухо- Маклай, Ф. Купер, Ж. Санд, В. Гюго, П. Мериме, Дж. Лондон, !!!!Я часами сидела в уголке и переворачивала страницы. Купера прочла всего, Жюля Верна- тоже, Драйзера начала читать, но он для меня был сложен. А уж Тома Сойера и Г. Финна я возлюбила!!!Много книг мать приносила домой читать. Даже посуду я мыла на ощупь, подсматривая одним глазом на тарелки, другим- на страницы книжки. Любовь к книгам осталась у меня в крови. Я могу выбросить любое платье, старую посуду, но книжки - никогда!
Во дворе близлежащей школы(но не моей) стояло огромное сооружение, привлекавшее всех детей округи- это были ГИГАНТСКИЕ ШАГИ. Врытый в землю столб с привязанным к нему канатом и ременной петлей. Садишься в петлю, держишься руками за канат и пошёл! Сначала медленно-медленно разбегаешься, потом бежишь всё быстрее и быстрее, потом ноги отрывают тебя от земли, и ты летишь !!!! Летишь, высоко паря над землёю, карусель движется сама, ты иногда подталкиваешься ногами, чтобы не сбавлять скорость, и Летишь!!!Удовольствие !!! Сейчас элементы таких качелей можно встретить на аттракционах в детских парках Отдыха.
А вот с другой школой у меня связаны не совсем приятные впечатления. Большое белое здание в семь или шесть этажей, с цветниками на фасадной территории стояло в центре яблоневого сквера - излюбленного места наших игр и гуляний. Однажды какой-то умник выбросил с чердака школы гипсовые повязки, руки, ноги, комки бинтов со следами крови- всё это был мусор, оставшийся от тылового госпиталя. Увозить мусор никто не собирался довольно долго, и мы с ужасом обходили это место в молчании и страхе. В сквере росли на клумбах настурции, астры и календула. Мы называли календулу ноготками и срывали головки цветов, впитывая в себя запахи осени, дождя и детства.
Зимой вокруг наших бараков возникали огромные сугробы. И если перед подъездами дворники чистили территорию, то за домами, между деревьями и под окнами сугробы были в нашем ребячьем распоряжении. Мы надевали валенки, натягивали шаровары поверх валенок, рукавицы приспосабливали так, чтобы снег не попадал в рукава шубеек, повязывали шеи шарфами туго и бросались в снег, зарывались в него, как куропатки, оставляя только дырочки для дыхания. Или падали во весь рост из положения стоя, оставляя большие слепки своей фигуры на снегу. Не ударялись и не травмировались- снега было много , он был пушистый и мягкий, как бабушкина перина.