ЧАСТЬ 8
Сила места, гений места – эти понятия существуют издревле. Всегда были на земле места особые, где человека посещают и эмоциональное, и физическое вдохновение. К таким жемчужинам, несомненно, относится и Сахалин.
Его историю, по моему разумению, можно возвести к трем этапам. Сначала, от древности, первобытности, до конца 17 века, когда русские землепроходцы осматривают, описывают эту землю, которая есть Остров. И потянулась его история к современности.
Потом, от 1945 года, когда он был отдан японцами нам полностью взамен Курил, началось его быстрое освоение – приспособление. Да, остров ссылок, тюрем, но благодатная природа все та же - дает человеку помощь и спасение в трудные моменты и даже годы. Правительство мудро решило, что этот край земли должен заселиться, в конце концов, облагодетельствованными законом, работающими на себя людьми, лояльными правительству. Так и случилось.
Но 20 век внес свои коррективы. Новые поселения, города, неосторожные и неаккуратные разработки полезных ископаемых привели к катастрофе. Разливы нефти на севере Сахалина – погублено на много лет все живое в округе, на море и на суше; добыча угля на северо-востоке чудовищные выработки под городом привели к тому, что привычные, в -общем-то землетрясения привело к обрушению, пожарам и обрушению города. Леса, перерезанные шоссейными и железнодорожными не имеют возможности вздохнуть и народить подлесок. Зверью, птицам, морским животным неуютно и негде.
От урбанизации и индустриализации не уйти, но городская цивилизация стала слишком враждебна природе. Недавно приехавшие с Сахалина друзья не смогли привезти местных даров: орешков, вяленой корюшки, хорошей рыбы, варенья из лесных ягод. Неужели это оскудение неизбежно и нет выхода? Но ведь восстановила свои леса Америка, заинтересовав свое население идеей и заработком? А леса, известно, охотно откликаются на заботу; всем известно, как быстро зарастают пустоши, овраги, гари, если им не мешает человек.
И если участок за участком, год за годом засаживать саженцами местных растений, можно получить снова зеленый наряд, защитный покров для зверья и птиц. А делается это скоро: ботанический сад в Белгородском университет, например, имеет практику воспроизводства (научным путем) любого количества требуемых саженцев растений. Очищенные, углубленные реки наши, когда-то полноводные, заселить живым серебром, хотя бы выведенным в хозяйстве. Они быстро освоят эти глубины, вернутся морские животные, морские котики снова облюбуют себе отмели. И снова лиственницы, ели, кедровый стланик встанут рядом с человеком- другом, даря ему помощь, защиту, радость. Нельзя чтобы благодать этой жемчужины – Сахалином, иссякла на нас, ничего не оставив внукам.
Большие дела делаются по большим планам. Найдутся свои Минины, есть еще крепкие деды, и здравое среднее поколение, и азартное юношество (впервые в жизни ощутила с горечью ограничение возраста). Нужно, чтобы нашелся патриот, командир, Пожарский – там, в верхах или средних эшелонах власти. Чтобы этот человек осознал свою роль, силу, долг и взял на себя обязанность и право возродить эту российскую жемчужину. И найдется множество желающих делать это же. Бог помогает добрым делам.