6. В МОСКВЕ ПРОЕЗДОМ
Мои родные из отпуска вернулись в Смоленск за мной и мы, как обычно, поехали в Ворошилов-Уссурийский через Москву. В Москве мы ненадолго остановились у знакомых по дальнему востоку, Медведевых, которые жили в районе Красной Пресни (Шмитовский проезд дом № 8). Медведевы семья железнодорожников, отец и глава семьи Леонид, мать – Маруся, сын Юрий, года на два старше меня. Юрия насильно заставляли учиться играть на фортепьяно, но он категорически отказывался и, в конце концов, настоял на своём. Отец его Леонид обладал музыкальным талантом и отлично играл на гитаре. Юрий Медведев познакомил меня с чудесной игрушкой паровым катером, практически реактивным, работавшим от нагрева свечкой, которая устанавливалась под "паровой котёл". Котёл представлял собой плоский бачок из тонкого металла, а верхняя часть бачка была простой фольгой. Две трубочки выходили снизу из бака за корму катера. По одной трубке подсасывалась свежая вода, а по другой выбрасывался пар и горячая вода, создавая реактивную движущую силу. Запускали катер у Медведевых в большой ванне, загибали руль и катер кружил в ванне, фольга бачка, то нажимая на содержимое бачка, то поднимаясь вверх в "подсосе", издавала звуки, похожие на механический стрекот, который имитировал работу настоящего двигателя! Больше никогда в своей жизни я подобных игрушек не видел. Может быть их выпуск запретили, чтобы не возникало пожарной опасности – свечка горела натуральным пламенем.
В эту поездку осталось у меня большое впечатление от московского метро, поразила красота станции Маяковская, настоящий дворец! Ёё только что построили и я запомнил запах сырой глины и вкус шоколадных конфет "Три медведя", которые продавщицы-лотошницы в белых халатах предлагали пассажирам.
В Москве мои родные обрадовали меня дорогим подарком: купили двухколёсный детский велосипед с прямой передачей!
В Ворошилове-Уссурийском на стадионе отец научил меня кататься довольно быстро. Я садился на велосипед, крутил педали, а отец бегал за мной, придерживая велосипед за седло.
Я на всякий случай иногда его спрашивал: ”Ты меня держишь?
"Да", – отвечал он.
Но один раз обманул – перестал держать, так я научился кататься самостоятельно. Вскоре случилась первая поломка велосипеда – прокрутилась ось, соединяющая педали, очевидно, она была не закалена. Знакомый родных мастер Филиппов, работавший на местном заводе, выточил новую ось и закалил. Велосипед ожил!
Читать я научился ещё перед школой, лет в шесть. Я бегал за мамой по дому с газетой ”Правда” и спрашивал названия заглавных букв и как они произносятся. Так я постепенно, перейдя и к мелкому шрифту, освоил всю азбуку. Позже, когда в "Правде" опубликовали песню "Три танкиста" из кинофильма “Трактористы”, я, правда с большим трудом, но всё же смог прочесть слова этой песни, припев которой помню до сих пор:
Гремя огнём, сверкая блеском стали,
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин
И Первый Маршал в бой нас поведёт!