3. НАЧАЛО МОЕЙ БИОГРАФИИ
Я родился очень давно, 8 августа 1932 года в городе Саратове. Отец узнал о моем появлении в этот день рано утром, когда он находился на стрельбище в тире. Друзья шутили: " Поздравляем тебя, Петро, ты выстрелил сына!".
Но служба есть служба, примерно через полгода отца перевели на Дальний Восток в город Владивосток. По рассказам моих родных, везли меня зимой через всю страну в теплушке. Семейный скарб молодых был невелик: стол, пара стульев, кровать и мамин сундук, сохранившийся еще в качестве ее приданого. Чтобы не замерзнуть в дальней дороге, отец постоянно поддерживал огонь в "буржуйке", которая обогревала теплушку.
Во Владивостоке отец проработал года три, а потом его "перебрасывали" в другие города Дальнего Востока: Гродеково, Ружино, Ворошилов-Уссурийский... Помню себя лет с четырех. Жили в Гродекове. Отец был на работе, а мама вышла во двор развешивать бельё для просушивания после очередной стирки.
Я был дома один. На стене висел телефон очень древней конструкции: деревянная коробка типа скворечника, справа от корпуса находилась ручка для прокрутки магнето, чтобы создать сигнала вызова, с левого бока у ”скворечника” была расположена телефонная трубка. Конечно, я перед этими событиями много раз наблюдал за действиями моих родителей при пользовании телефоном.
Я встал на табуретку, иначе до телефона мне было не дотянуться, прокрутил ручку магнето, затем поднял трубку. Сигнал прошел, телефонистка спросила: "Вам кого? "
Я ответил коротко: "Моего папу".
"А где твой папа?" - спросила телефонистка.
"Мой папа на работе" уверенно ответил я.
Может показаться невероятным, но меня соединили! Дело в том, что городок был небольшим и телефонистки знали телефонные номера всех жителей и даже, может быть, им были известны все наши адреса, фамилии и даже место работы родителей.
Отец меня спросил: "А где мама?" Я ответил, что мама во дворе вешает белье. Отец долго не мог поверить, что я позвонил сам без маминой помощи.
Мама мне ещё с младенчества напевала колыбельные песни. А когда мне было уже лет пять, мама стала читать разные сказки. Запомнил сказки Кэрролл Льюис "Братец Кролик и братец Лис". Ближе к школе слушал сказки Корнея Чуковского о Мойдодыре, Карабасе-Барабасе, мухе-цокотухе, докторе Айболите и о других классических героях. С искусством кино познакомился во Владивостоке года в три. Родители пошли в кино и решили меня тоже взять с собой. Показывали фильм "Веселые ребята", замечательную комедию, но я ёрзал на руках у мамы, не знал, куда надо смотреть и орал диким голосом: было очень страшно, темный зал, громкий звук, мельтешащий экран. Экранное изображение и громкий звук, сопровождавший фильм, не совмещались в моей голове. Я отворачивался от мелькавшего экранного изображения, а сзади из окна кинобудки стрекотал довольно громко кинопроектор. Как я после пережитого ужаса, правда, очень много лет спустя стал заядлым кинолюбителем – до сих пор не могу понять!