авторів

1582
 

події

221602
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » V_Vinnikov » Память их род в род - 6

Память их род в род - 6

01.05.1999
Москва, Московская, Россия

ххх

 

8 октября 1998 г.

 

Такого со мной ещё никогда не было, сколько живу и сколько себя помню. Мамка, Тамара, простите... был у вас и с праздником не поздравил... я ли это, я ли? Отче Сергие, прости, твой день... твой праздник, что мне мешало тебя вспомнить, помолиться, обратиться к тебе и попросить о заступничестве... Правда, я каждый день к тебе обращаюсь, и в этот день не забыл, но забыл, что сегодня - твой, Сергиев, день, прости и каюсь, каждый год я был в этот день в Лавре... только последние годы оставил этот святой обычай: болезнь Тамары, старенькая мама, теперь болею сам. Вечером взял календарь в руки... 8-ое октября, Сергиев день, и руки опустились, и головой поник... никудышный я стал, никудышный... Вот сейчас облачусь, возьму в руки акафист... вспомню своих и вместе споем, простит меня Преподобный... и благословит, поможет в служении и на эти дни даст здоровья.

 

Преподобный Отче наш Сергие, моли Бога о нас!

 

                             ххх

 

 На кладбище подходит ко мне мужчина лет 70-и  и начинает разговор:

 

- Я вот жену здесь недавно похоронил, у нее сейчас был.

 

- И я тоже. А ты в храм-то ходишь, молишься?

 

- В храм не хожу, а Бога призываю.

 

Крестится и смотрит на меня вопросительно. Вначале руку кладет на живот, потом на левое плечо, на лоб и на правое плечо (или опять на живот) и произносит: “Пусть земля ей будет пухом”. Это, надо понимать, его молитва о жене. Я ему говорю:

 

- Да так только неверующие молятся. Что же ты дожил до таких годов, а ни в храм не ходишь, ни молитв не знаешь, креститься даже не умеешь. Молись за жену, в храм ходи, причащайся. Что же ты ждешь, когда тебя туда вперед ногами принесут?

 

Смотрит на меня с опасением и отходит в сторону. Я ему вдогонку:

 

- Я батюшка, священник…

 

- Вот оно что…

 

Ещё раз оглядывается и уходит. Вот такой советский мужичок, с молитвой, которой его научила советская власть: вместо “Упокой Господи жену мою” - “Пусть земля ей будет пухом”…   Пропел я “Со духи праведных скончавшихся” и пошел домой…

 

                                              ХХХ

 

                 Есть одна хорошая песня о соловушке,

 

                Песня панихидная о моей головушке.

 

Как хорошо сказал Сергей Есенин, вернее пропел - “панихидная песня”. Как бы мы провожали  близких, если бы не было православной панихиды? Что бы мы пели? Какие бы произносили слова? Самые распространенные слова у неверующих: “Пусть земля ему будет пухом”. Лучше ничего придумать не смогли. А какие у нас в Церкви напевы: “Покой Спасе наш с праведными рабы Твоя”, “ Со святыми упокой души усопших раб Твоих”.... И это при всем несовершенстве нашей жизни на этой земле... Поем   “с праведниками, со святыми” - и на душе становится легче. Как к нам милостив Господь! Лежит человек грешник, а Церковь ему поёт   “с праведниками, со святыми ...”. И провожающие в последний путь как-то успокаиваются и начинают верить  словам молитвы, и ещё усиленнее молиться за своих близких. Значит, и нас не оставит Господь, значит, и нам так будут петь, и нас так будут провожать в последний путь всея земли, хорошо-то как, и умирать не страшно... Так нас любит Господь! Но пока мы на этой земле, давайте хоть на самую малость станем лучше, чтобы заслужить хотя бы на йоту это чудесное  “Со святыми упокой”!

 

                                        ххх                   

 

В пряже солнечных дней время выткало нить...

 

            Мимо окон тебя понесли хоронить.

 

           И под плач панихид, под кадильный канон,

 

           Все мне чудится тихий раскованный звон.

 

     Этот звон, тихий и раскованный, чудится, наверное, всем, кто когда-либо провожал в путь всея земли своих близких: и погребальный канон под кадильный дым, и панихидный плач “плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижу во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту”, и печаль, что неотлучна от нас, когда мимо окон несут наших близких и “кая житейская сладость пребывает печали непричастна”.  Как не увидеть в этой “пряже солнечных дней” нитей вытканных наших дней... Сколько нам их ещё осталось, один Господь весть. Плачем, рыдаем мы об усопшем и себя вместе с ними оплакиваем: и нам уходить, и нас понесут мимо окон, и по нам будет звучать этот чудный звон. Чудесные погребальные песни и чудесное христианское прощание: “приидите, последнее целование дадим братие умершему, (за все) благодаряще Бога...” А так здесь на земле “все суета сует  и томление духа”, и ничего-то мы с собой не возьмем... “Вся суета человеческая, елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, не сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася...”

 

Панихидная и небесная эта песнь так и звучит в ушах и не дает покоя, разносится по лицу всея земли, будит нас от житейского сна, расковывает наши сердца. чтобы пробудились мы от греховного сна, ведь мы ещё живы, обратили свой взор ко Господу.... Жизнь торжествует, она вечна, и вечная жизнь зовет нас, напоминает о себе чудными панихидными песнями.  Так обратим свой взор и “Христу безсмертному и возопиим: “преставленных от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище...”. Веселящихся о Господе здесь и там...

Дата публікації 28.06.2022 в 20:31

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: