ххх
Я иду причащать на дому на 9-й Парковой улице. Поднимаюсь на этаж, звоню, дверь открывает молодой человек без одной ноги, на костылях.
- Здравствуйте, можно пройти?
- Проходите. Захожу.
- На столике можно расположиться ?
- Да.
Раскладываю плат, открываю дароносицу, достаю маленькую Чашу, лжицу... Спрашиваю:
- Вы причащаетесь?
- Что?
- А у Вас какая-нибудь бабушка здесь жила?
- Да, но она уже месяца три как уехала в деревню.
- Слушайте, а зачем Вы меня пропустили в комнату?
- Да Вы так смело заходите...
Все собираю и ухожу. Меня смутило, что он без ноги и на костылях, я и подумал, что он сам причащается. Нехорошая в Измайлове была практика: оставляли записки с адресами, а сами уходили. Вот и приключилась такая история. Плохо и то, что никто не пришел и не извинился за свой ложный вызов. Ведь Причастие - это великое святое таинство, и относиться к нему нужно очень серьезно.
ххх
Однажды служил я в Измайлове в Великую среду как помогающий священник и обнаружил в алтаре, в типиконе, тринадцать адресов (их туда просто вкладывали): десять причащений на дому и три соборования. В этот день приехал в храм к 6 часам утра: стоит женщина (единственная, которая пришла сама, а не просто оставила адрес).
- Батюшка, у меня причащение больной на Соколиной горе. Поедемте, я Вам буду помогать. Собирайтесь, сейчас пойду за такси, а то один Вы просто замотаетесь.
Подвела такси и, где я только ни причащал, они с таксистом меня ждали, а потом мы ехали дальше. Там, где я соборовал, она отпускала такси, а к концу соборования ловила новую машину.... и так на протяжении многих часов. Последним был её адрес на Соколиной горе... На такси она отвезла меня обратно в храм.
- Теперь, - говорю я ей, - мне надо с Вами рассчитаться, ведь Вы везде платили, а я только садился и выходил, да делал своё дело. Сколько Вы истратили?
- Батюшка, я Вас очень прошу, никаких мне денег не надо. Все было так хорошо, везде Вы успели, всё сделали, я только Богу благодарна за то, что Вам помогала. Слава Богу за всё!
А сама улыбается. Зовут эту женщину Клавдия. Однажды я её увидел в храме вмч. Феодора Стратилата, она подходила ко мне под елеопомазание. Я, наверное, никому так не улыбался. Как её увидел, вспомнил тот трудный день и ещё раз от всей души поблагодарил её... Вот так, и, не работая в храме, можно делать дело Господне! На таких простых и незаметных женщинах, на таких клавдиях, и держится наша Церковь.